Эксперты оценили развитие экономики Белгородчины
Высокая ключевая ставка и практически недоступные кредитные ресурсы, жесткая ограниченность бюджета и сокращение его собственных доходов, неутешительная статистика производственных и инвестиционных показателей, тотальный кадровый дефицит - так характеризуют эксперты ситуацию в экономике Белгородской области на данный момент. Выступления экспертов, прозвучавшие на организованной НИУ БелГУ и белгородским отделением Центрального банка РФ международной конференции, посвященной актуальным аспектам денежно-кредитной и бюджетной политики и их влиянию на экономику области, были далеки от оптимизма, но конструктивны в стремлении помочь развитию бизнес-деятельности региона, живущего под рев сирен.
Исходные данные
Состояние экономики Белгородской области в прифронтовых условиях отражается в статистике, которая демонстрирует снижение показателей - и инвестиционных, и производственных. Замминистра экономики и промышленности региона Владимир Балябин констатировал, что и ключевой источник налога на прибыль - горно-металлургический комплекс, и развитый некогда строительный кластер, который служил долгие годы локомотивом экономики области, и АПК, потерявший из-за систематических массированных ударов ВСУ восемь процентов пашни и часть животноводческих площадок, теперь показывают падение объемов производства.
Единственный сегмент, который растет в это непростое время, - малый бизнес.
За первую половину 2025 года количество субъектов МСП относительно аналогичного периода 2024-го увеличилось на 2,7 процента, или на 1600 субъектов, и составило 60,3 тысячи единиц. В 2025 году ожидается преодоление отметки в 61,8 тысячи единиц. В сложившихся условиях с учетом наблюдаемого низкого уровня безработицы численность занятых в этом секторе экономики в нынешнем году превысит 253 тысячи человек, что на 14,4 процента больше, чем в 2020-м.
Впрочем, объем налоговых поступлений от малого бизнеса - при всем росте его показателей - для белгородской казны не так уж существен. Первый замминистра финансов и бюджетной политики региона Александр Шабанов отметил, что фактор ключевого налогоплательщика - горно-металлургического кластера - сыграл свою роль: доходы казны получат гораздо меньше финансов, нежели в предыдущие годы, когда именно развитый и востребованный белгородский ГМК позволил не только выполнять все необходимые обязательства, но и существовать в первые, уже сложные для прифронтовой Белгородчины, годы. Теперь же, когда у регионального бюджета есть еще и "несвойственные расходы" - а именно такой термин объединяет финансы, которые направляются на помощь пострадавшим от украинской агрессии, - ситуация далека от оптимизма.
Ожидания и реальность
Начальник экономического отдела отделения Белгород ГУ Банка России Геннадий Крыксин назвал инфляционные ожидания "невидимой переменной". Однако она же, по его словам, оказывает значительное влияние на решения и обычных граждан, и бизнеса.
В условиях региональных различий инфляционные процессы могут иметь специфические особенности
- Многие предприниматели считают, что Центральный банк можно как-то информационно задавить и заставить его снижать ставку при любых условиях, - отметил он. - Те, кто в это верит, и занимают как можно больше.
Эксперт подчеркнул, что эта логика всем давно понятна: бизнес в стремлении заработать залезает в долги, но, когда предприниматели понимают, что цены не ускорились, как ожидалось, а процент остался высоким, начинаются большие проблемы.
- Экономика не может производить любое количество товаров и услуг в любой момент, - пояснил Геннадий Крыксин. - Потому что ресурсы - люди, основной капитал, станки и оборудование - ограничены. Вливать деньги и рассчитывать, что только за счет них вдруг вырастет выпуск продукта, невозможно. Так экономика не работает. Высокая ставка не самоцель. В периоды, когда достигалась более-менее низкая инфляция, ставка снижалась и система работала. Понятно, что периодически возникают вызовы. Например, с пандемией была другая ситуация: шок в связи с сжатием совокупного спроса. Тогда и бюджетная, и денежно-кредитная политика была мягкой. Это помогло достаточно быстро выйти из кризиса. Но у нас в последнее время спрос как раз выше потенциала.
При этом на динамику кредитования влияют именно ожидания, в том числе и ничем не подкрепленные. Доцент кафедры инновационной экономики и финансов Белгородского научно-исследовательского университета Наталья Мельникова отметила, что ожидания разных групп людей могут разниться кардинально: по итогам масштабного исследования она получила противоречивые результаты оценок дальнейшего развития экономики.
- Инфляционные ожидания, которые сформированы именно на уровне домохозяйств и бизнеса, влияют на потребительское поведение и инвестиционные решения, - подчеркнула Мельникова. - В условиях региональных различий инфляционные процессы могут иметь специфические особенности, которые требуют детального локального анализа, а полученные данные позволяют выявить группы риска и центры влияния.
В белгородском минфине анонсировали мобилизацию дополнительных доходов за счет обеления теневого сектора
Так, результатом исследования ученых стали выводы том, что молодые белгородцы - в возрасте до 25 лет - проявляют значительный оптимизм относительно динамики цен и ожидают замедления инфляции. В противоположность этому респонденты старше 41 года демонстрируют более консервативный подход: большинство из них ожидают продолжительного роста инфляции и цен. Они же более осторожно относятся к экономическим переменам.
Ставка на креатив
Эти перемены неизбежны. Геннадий Крыксин констатировал, что, даже несмотря на относительно пессимистичный настрой некоторых представителей бизнес-сообщества, сегодняшняя ситуация в экономике все же дает возможности для развития.
- Часто приходится слышать: дайте денег, иначе мы упадем, пропадем. Но при этом сегодня наблюдается рост реальных заработных плат, есть рост спроса и крупных покупок. Люди в большей степени рационально реагируют на высокую ставку, склонность к сбережениям остается высокой. Это ограничивает потребление, - уточнил эксперт. - Безработица падает и достигла минимума в России при том, что темпы роста экономики в этом году существенно охладились. Предприятия удерживают работников. Это говорит о том, что ожидания по восстановлению роста в экономике есть.
В таких условиях владельцы предприятий вынуждены искать способы снизить издержки. Многие принимают судьбоносные решения, в том числе и об объединении, неожиданном партнерстве, выпуске определенной продукции.
- Происходит некоторая перестройка собственности с целью накопления собственного капитала. Те, кому сложно выйти из этой ситуации, заинтересовывают и находят новых партнеров. Это тоже такой маловидимый тренд, но все эти малые шаги каждый день позволят экономике дать большую эффективность, - уверен Крыксин. - Все-таки за последние три года было проинвестировано очень много. Не все проекты закончены. Мы вправе ожидать завершения инвестиционной волны с выходом новых товаров на рынок. И они также будут стабилизировать цены.
В бюджетной политике идет аналогичный поиск баланса. В минфине региона анонсировали мобилизацию дополнительных доходов за счет обеления теневого сектора экономики и повышение эффективности бюджетных расходов.