Пекин и Москва на одной волне: будущее Северного морского пути
Екатерина Еремина, директор факультета логистики Университета «Синергия», помогла RuNews24.ru разобраться в этой теме.
«Это приводит к значительному снижению затрат на грузоперевозки и увеличивает скорость доставки товаров. К примеру, транспортировка контейнеров из Шанхая в Роттердам занимает около 35 дней при традиционном маршруте через Суэцкий канал, в то время как по Северному морскому пути этот срок сокращается до 20-25 дней. Сокращение времени в пути и экономия топлива значительно увеличивают рентабельность торговых операций», - поделилась мнением Екатерина Еремина
Второй фактор связан с экологической устойчивостью. Согласно исследованиям Международного института транспорта и логистики, переход на новый маршрут позволит сократить выбросы углекислого газа на 20-30%. Современные суда, оснащённые системами контроля выбросов, помогают обеспечить выполнение международных обязательств по защите окружающей среды.
Третий фактор – политика. Укрепляя сотрудничество с Россией, Китай получает доступ к ресурсам и технологиям, необходимым для освоения северных территорий. Активное участие в проекте демонстрирует способность решать глобальные задачи и поддерживать международные инициативы, направленные на устойчивое развитие Арктики.
Ну и наконец, немаловажное значение имеет безопасность поставок. Традиционные морские пути часто подвержены политическим рискам и нестабильным условиям, связанным с пиратством и конфликтами в регионах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Северная альтернатива уменьшает зависимость от уязвимых участков, снижая потенциальные угрозы.
Российско-китайское сотрудничество в рамках Северного морского пути приносит значительную пользу и нашей стране. Только за последние пять лет инвестиции в строительство и модернизацию портовых комплексов составили более 8 млрд долларов. Такие вложения привлекают зарубежных партнёров и стимулируют приток капитала в российские регионы. Происходит рост экспортных возможностей. Экспорт углеводородов и полезных ископаемых увеличился почти вдвое с начала реализации проектов по Северному морскому пути. В частности, поставки сжиженного природного газа выросли на 40% за последние три года. Кроме того, реализация масштабных проектов привела к увеличению числа занятых в секторах промышленности и услуг, создав более 100 тысяч новых рабочих мест.
Перспективы транзитных грузовых маршрутов по Северному морскому пути выглядят весьма привлекательным. Эксперты оценивают, что к 2030 году ежегодный объем перевезённых грузов составит порядка 100 млн тонн, что превышает нынешние показатели более чем в десять раз. Уменьшение средней продолжительности рейса с 35 до 20-25 дней приведёт к экономии сотен миллионов долларов ежегодно. Общий объём инвестиций в инфраструктуру и развитие Северного морского пути оценивается в сумму порядка 30-50 млрд долларов в ближайшие десятилетия.
Несмотря на существующие трудности, такие как сложная ледовая обстановка и высокая стоимость специальных судов, прогресс последних лет показывает значительный потенциал для дальнейшего увеличения объёма грузоперевозок. Особенно актуальным становится расширение использования гибридных и электрических двигателей, позволяющих дополнительно экономить топливо и уменьшить нагрузку на экосистемы региона.
При условии грамотного планирования и эффективного распределения рисков Северный морской путь обещает принести значимую прибыль и укрепить позиции России и Китая на мировом транспортном рынке.