Пульс угля — 29 сентября 2025: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка
На рынке угля наблюдалась смешанная динамика: цены в Европе снова опустились до 92 долл./т.; в ЮАР котировки снизились до 82 долл./т. на фоне сохраняющегося слабого интереса со стороны Индии; в Китае после завершения закупок к праздникам спрос ослаб, цены стабилизировались вблизи 99–100 долл./т.; в Австралии, энергетический уголь 6000 вырос выше 104 долл./т. на оживлении спотового спроса, металлургический материал незначительно укрепился до 190 долл./т.

Угольные котировки европейского рынка растеряли весь рост предыдущей недели, опустившись до 92 долл./т. Спрос со стороны европейских энергетических компаний остается слабым. Материал с поставкой в октябре предлагается по цене 91.5 долл./т., предложение на ноябрь составляет 93 долл./т. против цены спроса на уровне 89 долл./т. Приближение даты закрытия сентябрьского контракта оказывает давление на котировки. Запасы угля на складах ARA практически не изменились, оставаясь на уровне 3.27 млн т. (-0.02 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до 82 долл./т. Интерес индийских потребителей к импортному материалу остается сниженным. Причина в сильных дождях на территории страны (из-за затянувшегося сезона муссонов), а также в очередной волне девальвации индийской рупии к доллару США.
Ряд индийских производителей губчатого железа проявлял интерес к небольшим партиям импортного угля, хранящимся в портах, где цены оставались стабильными. Однако снижение цен на губчатое железо в последние три месяца продолжает ограничивать спрос, а крупные производители откладывают регулярные закупки.
Запасы угля на индийских ТЭС по состоянию на 22.09.2025 г. составили 47.6 млн т. (-2.1 млн т. за неделю), что почти на 28% больше показателей прошлого года. Снижение произошло за счет сокращения запасов материала внутреннего производства до 43.8 млн т. (-2.1 млн т. за неделю), запасы импортированного угля остались на уровне 3.8 млн т. Объемы угольной генерации в течение недели оставались стабильными.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao выросли до 100 долл./т. Покупательская активность на внутреннем рынке энергетического угля в Китае ослабла. Внимание участников рынка вновь переключилось на фундаментальные факторы после того, как власти воздержались от дальнейших вмешательств в поставки. Большая часть потребителей закончила пополнение запасов перед праздниками в честь Дня образования КНР (1 октября), а трейдеры сократили объемы спекулятивных покупок. Все это ослабило оптимистичные настроения, наблюдавшиеся в последние две недели.
По оценкам, за этот период рост цен на материал с высокой и средней калорийностью составил примерно 11 долл./т. в Шэньси, 7 долл./т. в Шаньси и 6.2 долл./т. во Внутренней Монголии.
Некоторые представители горнодобывающей отрасли считают, что возможности для дальнейшего роста цен ограничены, поскольку спрос со стороны местных потребителей, не относящихся к энергетическому сектору, в основном иссяк. По мере постепенного сокращения торговой активности к концу сентября запасы на шахтах и в портах, вероятно, будут расти быстрее. Спрос в прибрежных регионах в следующем месяце должен сократиться, поскольку многие предприятия будут остановлены для технического обслуживания. Это еще больше ухудшит настроения на рынке.
Участники рынка сообщали о начале предварительных переговоров по долгосрочным контрактам на поставку угля в 2026 г. между индонезийскими поставщиками и китайскими покупателями. Китайские покупатели проявляют больший интерес к краткосрочным квартальным контрактам, опасаясь заключать соглашения на целый год. Также ряд китайских промышленных потребителей начал переговоры с российскими производителями энергетического угля о поставках на 2026 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне 76.5 долл./т., в то время как цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR незначительно укрепилась до почти 43 долл./т.
Индонезийское правительство приостановило действие 90 разрешений на добычу угля. Формальной причиной стало невыполнение обязательств по рекультивации земель, оплате госпошлин, а также превышение разрешенных квот. В реальности меры вызваны желанием правительства увеличить доходы бюджета. Пока неясно, как сильно мера повлияет на объемы добычи угля, но она может стать конструктивным шагом в направлении сокращения избыточного предложения.
Индонезийский материал сохраняет поддержку на фоне потенциальных ограничений добычи в Китае, а также сезонного сокращения объемов добычи из-за муссонов. Часть китайских покупателей бронируют поставки в ноябре после праздников «Золотой недели».
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше 104 долл./т., так как ряд покупателей на споте вернулся на рынок. Сделки с поставкой партий по 25 тыс. т. в ноябре были заключены по 103 долл./т. и 105 долл./т. FOB, с поставкой в декабре - по 105.5 долл./т. FOB. Очереди в порту Ньюкасл продолжают уменьшаться:
22 сентября в очереди на причалы для погрузки угля стояло около 77 судов, по сравнению со 80 судами 15 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC незначительно подрос до 190 долл./т. на фоне сдержанного спроса со стороны Китая и Индии.
Индексация ж/д тарифов может составить 10% с 1 декабря
Согласно последним прогнозам, индексация тарифов на грузовые железнодорожные перевозки с 1 декабря 2025 года может достигнуть 10%. На последующие годы также ожидается значительный рост: ориентировочно на 8.3% с 1 января 2027 г. и на 6% с 1 января 2028 г.

Потенциальное повышение тарифов усугубляет и без того критическую ситуацию в угольной отрасли России, которая столкнулась с глубоким кризисом. На фоне падения мировых цен на уголь, высокой волатильности курса рубля и роста внутренних издержек, транспортная составляющая фактически уничтожила рентабельность экспортных поставок. Экспорт энергетического угля стал убыточным даже на самом рентабельном направлении – при поставках в Китай через дальневосточные порты, не говоря об отгрузках через порты Северо-Запада и Юга, где уже продолжительное время отмечается устойчивая отрицательная рентабельность.
Анализ динамики тарифов демонстрирует их опережающий рост. Грузовой тариф РЖД для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 гг. уже вырос почти на 100%, в 4 раза превысив накопленную инфляцию за данный период. Дополнительная нагрузка на экспортеров легла после индексации тарифа на 13.8% в декабре 2024 г. и введения целевой надбавки в размере 2% с января 2025 г. Существенным ударом стала отмена РЖД с 2022 г. понижающих коэффициентов на дальность перевозки и на энергетический уголь. Данные льготы были упразднены исходя из конъюнктуры высоких экспортных цен на тот непродолжительный период времени, однако не были восстановлены, несмотря на последующее обрушение котировок.
РЖД мотивировало настолько существенное повышение тарифа необходимостью обеспечить инвестиции на развитие ж/д инфраструктуры в восточном направлении. Однако общие объемы отгрузок всех грузов на Восток по-прежнему существенно отстают от изначальных планов, а отгрузки угля из Кузбасса, Хакасия и Новосибирской области на Восток за 2022–2023 гг. были даже ниже показателей 2019–2020 гг.
По данным отраслевых оценок, совокупная переплата угольных компаний по железнодорожному тарифу за 2022–2024 гг. составила свыше 200 млрд руб.
Убытки российских угольных компаний за 7 месяцев 2025 г. подскочили в 73 раза до 225 млрд рублей
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-июле 2025 г. резко вырос в 73 раза до 225 млрд руб. против убытка 3.1 млрд руб. годом ранее. Таким образом, убытки за 7 месяцев 2025 г. уже в 2 раза превысили убыток за весь 2024 г., который составил 112.6 млрд руб. Доля убыточных компаний также увеличилась до 65.4% против 51.7% за аналогичный период прошлого года.

Если ситуация с курсом рубля и процентными ставками не изменится, сальдированный убыток российских угольных компаний в 2025 г. может составить 300-400 млрд руб. С учетом внесения изменений по некоторым компаниям, некорректно подавшим статистику по прибыли/убыткам, цифра может превысить 400 млрд руб.
Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.
Одна из ключевых проблем угольной промышленности является высокая закредитованность. В текущее время объем выданных кредитов составляет 1.2 трлн руб. и к концу 2025 г. может вырасти до 1.4-1.5 трлн руб.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке, увеличения себестоимости и укрепления рубля. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы и ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры на Восточном направлении. Более того, западные санкции значительно сократили число доступных стран-импортеров угля, вследствие чего снижение спроса на одном из направлений усиливает падение общего экспорта из-за отсутствия альтернативных рынков сбыта.
Кузбасс недополучит 32 млрд рублей доходов из-за кризиса угольной промышленности
За восемь месяцев 2025 г. Кемеровская область недополучила 12 млрд руб. доходов в бюджет региона из-за кризиса в угольной промышленности, сообщил губернатор региона. По оценке налоговой инспекции, по итогам года область недополучит 32 млрд руб. В 2024 г. из-за выпавших доходов местным властям пришлось пересмотреть несколько региональных проектов.

По данным губернатора, прибыль организаций Кузбасса снизилась в 1.5 раза. Прибыль добывающих предприятий, формирующих более 35% доходов бюджета области, упала в 4.8 раза. В регионе приостановили работу 18 угольных предприятий, а еще 30 находятся в «красной зоне».
По итогам 2025 г. власти Кузбасса ожидают падение добычи до 178.6 млн т. (-19.8 млн т. или -10%) В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), а экспорт составил 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).