Андрей Дахин: «Анализ бюджета предполагает две системы координат»

«Исполнение социальных обязательств рассматривается в качестве главной «визитной карточки» законопроекта о бюджете страны на 2026 – 2028 гг., когда он выходит входит из кабинетов в большую публичную политику», — считает д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС Андрей Дахин, оценивая основные параметры проекта трехлетнего федерального бюджета. «Это сполна объясняется приоритетами Указа № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», где первые три приоритета очерчивают как раз круг социальных обязательств государства. Между социальными обязательствами, формально установленными правительством РФ на момент 2025 г., и перспективными социальными обязательствами, установленными названным Указом президента РФ, есть дистанция, которую предстоит пройти. Поэтому анализ бюджета предполагает две системы координат: одна – это текущее финансово-экономическое положение и его возможности для действующей системы социальных обязательств, а вторая – это то, к чему мы хотим подойти с точки развития, прогресса системы социальных обязательств. В первой системе координат проект бюджета смотрится убедительно и оптимистично. Во-первых, высокий уровень сбалансированности бюджета, — то есть дефицит бюджета очень низкий, он определяется на уровне от 1,6 % ВВП с перспективной снижения до уровня 1,2 – 1,3 % ВВП (в 2025 г. дефицит прогнозируется на уровне 2,6 % ВВП). Во-вторых, бюджет будет поддерживать действующую модель макроэкономической стабильности, основу которой составляет методика Центрального Банка и предполагает использование инструмента «высокой ключевой ставки», «таргетирования инфляции» и пр. В‑третьих, бюджет сохраняет условия для роста реальных зарплат и доходов населения, в т.ч. предусматривает индексацию зарплат работников бюджетной сферы на 7,6 % по федеральным выплатам (с октября 2025 г.), повышение МРОТ на 20% (с января 2026 г.) и пр. Во второй сетке координат, настроенной на развитие системы социальных обязательств, содержание документа менее убедительно и определённо. Например, сведения о строительстве 150 школ к 2030 году трудно принять «в зачёт» по стратегической цели, которая определяется как «воспитание патриотичной и социально ответственной личности» (п.1.б. Указа № 309), поскольку это количество относится к действующей технологии школьного образования, где средняя численность учеников в классе около 30 человек, что резко снижает эффективность именно «воспитания». Для достижения заявленной цели национального развития требуется платформенное изменение технологии, переход к средней численности класса в 10 – 12 человек. Таково амбициозное понимание «целей развития», в свете которого требуется удвоение как количества школ, так и количества учителей. Или, например, сведения о средствах на программы лекарственного обеспечения, включая помощь детям с тяжелыми, редкими заболеваниями, также недостаточно ясно соотносятся с ожиданиями, даже с теми, которые накопились за последние несколько лет. В частности, выявилась группа детей, видимо, с очень-очень редкими заболеваниями, которая публично заявила о себе потому, что вышла на «паперть» телевизионных СМИ просить аудиторию телезрителей о помощи в покупке лекарства или в оплате операции с ценами от миллиона рублей и выше. В этой группе и семьи с двумя, тремя и более детей, но действующая система ОМС их «не видит». По всей видимости, это связано со спецификой расчёта эффективности в здравоохранении с помощью метода «анализа издержек и полезности» (cost-utility analysis), заимствованный из «международной практики» в 2010‑е гг. Но в русле нашего, российского понимания развития здравоохранения, видимо стоит поменять «международные» представления о «полезности» в здравоохранении на свои, ориентированные на признание жизни человека в качестве высшей ценности российского общества». Актуальная тема Сергей Судьин заведующий кафедрой общей социологии и социальной работы ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Повышение социальных расходов – процесс неизбежный» Евгений Семенов руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества «Социальные обязательства по-прежнему имеют приоритет» Михаил Рыхтик директор Института международных отношений и мировой истории ННГУ им. Н.И. Лобачевского «Хорошо, когда понятно, как будем двигаться следующие три года» Александр Прудник старший научный сотрудник Института политической психологии «Основной упор делается на поддержку семей»

Андрей Дахин: «Анализ бюджета предполагает две системы координат»
© Нижегородская правда