Меры поддержки бизнеса в Арктике объединят в один льготный режим

Все льготы, которыми пользуется бизнес в Арктической зоне РФ и на Дальнем Востоке страны, объединят в единый преференциальный режим. Как стало известно в ходе Восточного экономического форума, соответствующий законопроект будет представлен в 2026 году. Вместе с тем готовится донастройка существующих мер поддержки инвесторов на обозначенных территориях. Как перемены помогут предпринимателям в северных регионах СЗФО, выясняла корреспондент "РГ".

Меры поддержки бизнеса в Арктике объединят в один льготный режим
© Российская Газета

Преференции для бизнеса в Арктике ввели пять лет назад по примеру Дальнего Востока. В их числе - налоговые льготы и административные послабления. АЗРФ стала самой большой экономической зоной в мире, она насчитывает почти тысячу резидентов. В ее рамках появились три территории опережающего развития, две из них - в Мурманской и Архангельской областях.

- После запуска режима АЗРФ в арктических регионах Северо-Запада произошел значительный инвестиционный рост, - отметил в комментарии "РГ" генеральный директор Проектного офиса развития Арктики Максим Данькин. - В СЗФО реализуется свыше 600 новых инвестпроектов - это более 65 процентов от общего числа. В основном это малые и средние предприятия, в том числе работающие в сфере туризма. Эффект от мер поддержки виден по росту турпотока в эти регионы - на 5-10 процентов ежегодно. А создание ТОР в Мурманской и Архангельской областях расширило возможности для реализации важных для всей Арктики проектов.

Но за прошедшую пятилетку в экономике многое изменилось, и все стороны этого процесса уверены: нужна корректировка мер поддержки. Каждый режим преференций в свое время уже донастраивался под запросы инвесторов и регионов, отмечалось на ВЭФ. При этом каждый требовал отдельной нормативно-правовой базы. В итоге она так разрослась, что даже чиновникам непросто во всем разобраться. Поэтому решено объединить все льготы в один простой механизм, который будет применяться автоматически. Основным критерием для его применения станет рентабельность: если она ниже среднероссийской, бизнес поддержат, чтобы он не ушел с Севера.

Дело в том, что вести свое дело в высоких широтах гораздо дороже, чем на других территориях страны. Это особенно заметно на примере строительства. Его стоимость складывается из многих составляющих: доставка материалов и оборудования в отдаленные районы, прокладка коммуникаций в мерзлых грунтах, короткий сезон работы из-за сурового климата и так далее.

- В опорных населенных пунктах Арктики мы сталкиваемся с такой проблемой, как правила расчета стоимости нового жилья, основанные на анализе вторичного рынка, в который входит и аварийный жилфонд, - отмечает Александр Таскаев, представитель федерального застройщика, реализующего проекты в Заполярье и Поморье. - В итоге мы вынуждены продавать новые квартиры по ценам, сопоставимым со стоимостью изношенного жилья. Такая практика препятствует развитию строительной отрасли на арктических территориях.

Создавать туристические объекты на Крайнем Севере тоже дорого и сложно. Чтобы окупить все затраты на строительство отеля в тундре, в нем придется установить такую стоимость проживания, которая отпугнет туристов. Причем к отелю надо еще проложить дорогу, а это под силу только крупному бизнесу и государству.

- Несмотря на наличие мер поддержки, суровая реальность отталкивает многих потенциальных инвесторов от арктических проектов, - пояснял на сессии Международного арктического форума Максим Белов, директор по стратегическому развитию компании, создающей сеть автозаправочных комплексов на отдаленных территориях Мурманской области. - При этом в АЗРФ вообще не так много инвесторов со свободными деньгами. А для банков неважно, резидент или не резидент Арктической зоны, им вообще мало кто интересен на этапе стартапа.

Никакие льготы не будут работать без первоначального объема инвестиций, считает предприниматель. Чтобы решить проблему, он предлагает использовать часть средств, которые северные регионы выделяют на поддержку бизнеса, в качестве инвестиционного инструмента.

Вести свое дело в высоких широтах гораздо дороже, чем на других территориях страны

Одна из главных проблем негосударственных работодателей в арктических регионах - необходимость обеспечивать северные государственные гарантии, подчеркивает председатель Архангельского регионального отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Сергей Антуфьев.

- В Архангельске к зарплате любого работника добавляется районный коэффициент в размере 20 процентов и северная надбавка - это еще 50 процентов. Плюс дополнительные отпуска для всех, укороченный рабочий день для женщин, оплата проезда к месту отдыха сотрудника и членов его семьи. За все это платит бизнес. Если бы государство взяло на себя финансирование хотя бы части обязательств перед северянами, это стало бы существенной поддержкой для предпринимателей, - считает Сергей Антуфьев.

Разработчики единого льготного режима обещают учесть предложения бизнеса. При этом особо отмечается, что изменение системы мер поддержки не повлияет на ее стабильность: все обязательства перед северными инвесторами будут выполнены.

Прямая речь

Максим Данькин, генеральный директор Проектного офиса развития Арктики:

- Движение к гармонизации преференциальных режимов и точечной настройке под потребности конкретного бизнеса абсолютно необходимо. Однако их объединение в единый унифицированный режим может не привести к ожидаемому эффекту.

Так, на Дальнем Востоке у инвесторов особенно востребованы ТОР и зона "Свободный порт Владивосток", в Арктике - режим АЗРФ. Они предлагают схожий набор льгот, однако имеют и важные различия. Например, в ТОР федеральный бюджет финансирует строительство подводящей инфраструктуры для новых проектов, тогда как в Арктике эти расходы ложатся на бизнес. Создание единого инструмента для обеих макротерриторий, по всей видимости, потребует распространить лучшие условия на обширные территории Арктики. При ограниченности федерального бюджета это не представляется возможным.

Важно учитывать и специфику самих инвестпроектов: они находятся на разных стадиях реализации и ориентированы на разные рынки. Соответственно пакет льгот для них должен формироваться индивидуально.