Минфин внес на рассмотрение правительства пакет законопроектов о бюджете

Министерство финансов внесло на рассмотрение правительства пакет законопроектов о бюджете. Он включает в себя поправки в действующий закон о бюджете на 2025 год, законопроект о бюджете на 2026-2028 годы, а также изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы. Федеральный бюджет сохранит свою социальную направленность, обеспечит потребности СВО и достижение национальных целей развития, рассказали "Российской газете" эксперты.

Минфин внес на рассмотрение правительства пакет законопроектов о бюджете
© Российская Газета

Поправки в бюджет на 2025 год позволяют дополнительно направить более 230 млрд рублей на льготные ипотечные программы с господдержкой, включая семейную ипотеку. Еще более 18 млрд рублей направят на ремонт ряда федеральных и региональных дорог.

"Ключевыми приоритетами проекта бюджета на 2026-2028 годы является выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, социальная поддержка семей-участников СВО, достижение национальных целей до 2030 года, определенных президентом России", - сообщили в пресс-службе Минфина.

На мероприятия, предусмотренные нацпроектами, в течение шести лет из казны потратят свыше 41 трлн рублей. Это почти в 2,6 раза больше, чем за предыдущую шестилетку.

Важнейшим направлением бюджетных расходов станут меры по повышению демографии. "Детский бюджет" на три года превысит 10 трлн рублей. В частности, проектом бюджета предусматривается предоставление с 2026 года нуждающимся россиянами с двумя и более детьми ежегодной семейной выплаты в виде возмещения части уплаченного НДФЛ.

Материнский капитал продолжат выдавать как минимум до 2030 года с индексацией на уровень инфляции. Причем семьям с детьми будет предоставлена возможность получить остатки материнского капитала без определения цели их использования. Общий объем выделенных на эти задачи средств за три года составит более 1,8 трлн рублей.

Кроме того, более 2 трлн рублей в новом бюджете заложены на программы улучшения жилищного обеспечения семей с детьми - это субсидирование ставки по ипотеке для всех семей с детьми (около 1,8 трлн рублей), а также единовременные выплаты по 450 тыс. рублей многодетным семьям с тремя и более детьми на частичное погашение ипотеки (всего - более 300 млрд рублей).

По поручению главы государства, на здравоохранение в следующие шесть лет будут направлены дополнительные ресурсы в сумме более 1 трлн рублей. На реализацию национального проекта "Продолжительная и активная жизнь" на три ближайших года предусмотрено более 900 млрд рублей.

В полном объеме предусмотрены средства на программы лекарственного обеспечения, включая помощь детям с тяжелыми, редкими заболеваниями через Фонд "Круг добра", профилактику сердечно-сосудистых заболеваний, и обеспечение лекарств по программе "14 высокозатратных нозологий".

В рамках национального проекта "Семья" будут направлены средства на развитие объектов детского здравоохранения: инфраструктуры перинатальных центров, детских больниц, роддомов. На это предусмотрено более 94 млрд рублей в ближайшие три года.

В сфере образования, в первую очередь, продолжится модернизация и строительство школ и детских садов. Почти 110 млрд рублей зарезервированы в бюджете на финансирование строительства 150 школ к 2030 году. На капитальный ремонт школ в 2026-2028 годах будет направлено более 290 млрд рублей. На создание современной инфраструктуры детских садов в 2026-2028 годах планируется направить 50,9 млрд рублей, а на строительство новых учреждений - еще 26,6 млрд рублей.

На ремонт техникумов за три года будет направлено более 60 млрд рублей. Почти 170 млрд рублей учтено в проекте бюджета на создание кампусов мирового уровня в 2026-2028 годах. Цель правительства на этом направлении - создание 25 кампусов к 2030 году и не менее 40 кампусов к 2036 году. Кроме того, до 2030 года запланировано провести капитальный ремонт порядка 800 общежитий университетов, на эти цели в 2026-2028 годах предусмотрено более 70 млрд рублей.

Стратегическим приоритетом в Минфине обозначили финансовое обеспечение потребностей обороны и безопасности страны, а также социальную поддержку семей-участников СВО. "Запланированные в бюджете ресурсы позволят обеспечить оснащение вооруженных сил необходимым вооружением и военной техникой, выплату денежного довольствия военнослужащим и поддержку их семей, а также модернизацию предприятий оборонно-промышленного комплекса", - подчеркнули в министерстве.

Другое важное направление бюджета - это обеспечение технологического лидерства и развитие инфраструктуры. На эту цель в бюджет на будущую трехлетку заложено финансирование порядка 1,9 трлн рублей.

В рамках бюджетного пакета предлагается внести отдельные изменения в Налоговый кодекс, которые в первую очередь будут направлены на финансирование обороны и безопасности. В случае принятия, поправки вступят в силу с 1 января 2026 года. Это повышение стандартной ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 20% до 22%. Льготная ставка НДС в 10% сохранится для всех социально значимых товаров - в эту категорию входят, в том числе продукты питания, лекарства и товары для детей.

Подготовлены изменения системы налогообложения букмекеров. Правительству предложено вести налог на игорный бизнес в размере 5% от принятых ставок для букмекерских контор, а также налог на прибыль букмекерских контор в размере 25%.

"Данные меры позволят учитывать не только обороты, но и реальный финансовый результат компаний. Кроме того, обеспечат прозрачность игорного бизнеса, который традиционно имеет высокие обороты и низкую налоговую отдачу", - отметили в Минфине.

Среди других мер по совершенствованию налогообложения - оптимизация льготных тарифов страховых взносов для малых и средних предприятий и снижение с 60 млн рублей до 10 млн рублей порога доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН). При превышении порога у них возникает обязанность по уплате НДС.

С 1 января 2026 года вводится обязанности плательщиков страховых взносов - коммерческих организаций по исчислению страховых взносов с выплат и иных вознаграждений в пользу руководителей с доначислением базы по страховым взносам исходя из МРОТ в случаях, когда таким работникам выплачена заработная плата ниже МРОТ. Эта мера направлена на борьбу с фирмами-однодневками, поскольку позволит перекрыть распространенные схемы ухода от налогов через фиктивные зарплаты, снизив объемы "серых" схем в корпоративном секторе.

По словам профессора Финансового университета при правительстве РФ Дмитрия Ряховского, бюджет сохранит свой социальный характер. "Он будет полностью социально ориентирован, и все запланированные статьи расходов по этому направлению будут, как минимум, сохранены. Это относится, в том числе, к программе материнского капитала. Также обращают на себя внимание беспрецедентные меры по повышению демографии", - заметил эксперт.

Финансирование таких чувствительных для населения сфер, как здравоохранение и образование, будет увеличено, указал профессор Ряховский. "Мы видим существенное повышение расходов на здравоохранение в сумме более 1 трлн рублей, а также крайне необходимый нацпроект по увеличению продолжительности жизни и развитию необходимой детской инфраструктуры. Это говорит о четкой взаимосвязи с проектами по повышению рождаемости, что также подтверждает выделение существенных денежных средств на строительство детских садов, школ, а также их модернизацию", - добавил он.

В части повышения налогов для определенных категорий налогоплательщиков Дмитрий Ряховский отметил, что нововведения не касаются физических лиц, а затрагивают лишь отдельные категории налогоплательщиков. "Но и для них несущественное увеличение налоговой нагрузки не станет ключевым фактором, снижающим финансово-экономические показатели", - считает эксперт.

Предпринимателям 2024 год запомнился так называемой налоговой амнистией для тех, кто дробит бизнес, но итоги 2025 года показывают, что многие продолжают получать сверхприбыли за счет налогов. "В связи с этим снижение порога уплаты НДС с 60 до 10 млн абсолютно логично, и направлено, прежде всего, на борьбу с дроблением бизнеса, тем более это затронет максимум 15% бизнесменов. Также следует отметить, что данная мера является мощным инструментом по борьбе с недобросовестной конкуренцией, например, на маркетплейсах, где, уверен, количество серых схем сократится в разы. Мера направлена на оздоровление и обеление целого сектора экономики страны", - подчеркнул профессор.

Среди новых мер - повышение налоговой нагрузки для высокорентабельного игорного бизнеса, борьбы с фирмами-однодневками и легализации теневой занятости. "При этом сохраняются льготные тарифы страховых взносов для малых и средних предприятий, а также отдельных приоритетных отраслей (обработка, производство, транспорт, электроника и других). Это существенным образом снижает их налоговую нагрузку, так что повышение НДС не окажет существенного влияния на инфляционные процессы, а также глобально не ухудшит финансовое состояние бизнеса", - пояснил Ряховский.

Новый бюджет характеризуется серьезным уклоном в сторону обеспечения обороны и безопасности, считает старший научный сотрудник Президентской академии (РАНХиГС) Владимир Еремкин. "Это достигается за счет увеличения соответствующих расходных статей и поиска дополнительных источников доходов. Причем прямо указывается, что средства от повышения НДС и введения налогов для букмекеров пойдут на оборону и безопасность, а социальные расходы сокращать не станут", - сказал он.

Социальные обязательства и технологический суверенитет остаются безусловными приоритетами правительства, подчеркнул Еремкин.

"Выделяются значительные средства на демографическую политику, поддержку семей с детьми, здравоохранение и образование. Кроме того, сохранены льготы для социально значимых товаров. В определенной мере бюджет ориентирован на поддержку регионов, выравнивание уровня жизни в различных субъектах РФ и выполнение социальных обязательств на местах путем увеличения дотаций, предоставления инфраструктурных кредитов и реализации индивидуальных программ развития", - перечислил он.

По словам эксперта, бюджет балансирует между тремя ключевыми задачами: победа в СВО, поддержка населения и обеспечение будущего роста экономики. "Успех этой стратегии будет зависеть от качества исполнения и управления экономическими рисками", - заключил Владимир Еремкин.