Пульс угля — 22 сентября 2025: угольная промышленность в моменте

Краткий обзор мирового угольного рынка
На рынке угля наблюдался отскок: цены в Европе подросли после достижения 6-месячного минимума; в Китае котировки укрепились; в Австралии цены на высоко- и среднекалорийный стабилизировались, а цены на металлургический уголь скорректировались вверх.

На европейском рынке угля на прошедшей неделе наблюдался отскок котировок, после их значительного падения неделей ранее и сокращения запасов. Фундаментальный спрос остается слабым. Фактором поддержки могло выступать укрепление контрактов на выбросы СО2.
На европейском рынке угля на прошедшей неделе наблюдалось укрепление почти до 94 долл./т. Запасы угля на складах ARA сократились до 3,29 млн т. (-0.17 млн т. к 10.09.2025 г.). Сокращение запасов связано с задержкой поставок колумбийского материала в порты ARA, а также с тем, что энергетические компании воспользовались достаточными для вывоза угля уровнями воды в Рейне.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал до 83 долл./т. Активность на рынке южноафриканского энергетического угля оставалась сниженной, поскольку индийские потребители находятся в ожидании изменения системы налогообложения, которая должна произойти на следующей неделе.
Снижение цен на губчатое железо на прошедшей неделе заставило индийских производителей добиваться снижения затрат на сырье. В частности, ряд из них пытался компенсировать фиксированный сбор (4.54 долл. США за тонну), который действует до 22 сентября и не подпадает под налоговые льготы.
По имеющимся данным, в портах восточного побережья, таких как Paradip, хранится около 3.0 млн т. непроданного угля, с уже уплаченным фиксированным сбором. Трейдеры, занимающиеся хранением и продажей в портах восточного побережья, не спешат идти на уступки. Цена предложения практически не изменилась и остается в диапазоне 92.32–93.46 долл./т., что не включает фиксированный сбор, но включает таможенные пошлины и сборы за погрузку на грузовики и ж/д).
Запасы угля на индийских ТЭС по состоянию на 15.09.2025 г. составляют 49.7 млн т., что почти на 26% больше показателей прошлого года. При этом рост запасов произошел за счет накопления материала внутреннего производства (до 45.9 млн т., что на 33% больше показателя 2024 г.).
Ослабление муссона в Индии, повышение температуры воздуха и снижение выработки ВИЭ привело к росту производства электроэнергии на угольных ТЭС на прошедшей неделе. С 10 по 15 сентября угольная генерация выросла на 17%.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 97 долл./т. Цены на угледобывающих предприятиях выросли на 0.70-1.41 долл./т. благодаря спросу со стороны химического производства и металлургической промышленности, а также зимнему накоплению запасов в нескольких северных регионах.
Источники в горнодобывающей отрасли видят потенциал для устойчивого роста в краткосрочной перспективе, поскольку на фоне усиления контроля правительства за перепроизводством и экологическими проблемами большая часть производителей будет вынуждена сокращать объемы добычи.
Так на прошедшей неделе центральная правительственная комиссия по расследованию экологических проблем потребовала от властей провинции Shanxi усилить контроль за добычей угля. За первые 7 месяцев 2025 г. в Shanxi добыли 756.4 млн т. угля, что на 7% больше аналогичного периода 2024 г.
Власти Внутренней Монголии обнародовали список предприятий, которые в 2024 г. и в первом полугодии 2025 г. превысили установленные объемы добычи. Части из них было предписано немедленно приостановить деятельность.
Опрос 493 крупнейших производителей электроэнергии показывает, что 12 сентября потребление угля составило 4.05 млн т. в сутки, что на 0.12 млн т. в сутки меньше, чем неделей ранее. Запасы угля сократились на 0.28 млн т. до 96.08 млн т., что достаточно для работы в течение 24 дней.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR закрепился выше 76 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR – выше 42 долл./т. FOB. Индонезийский материал получил поддержку на фоне потенциальных ограничений добычи в Китае, а также продолжающихся ливневых дождей, ограничивающих производственную деятельность индонезийских угледобывающих предприятий.
По итогам недели индекс NEWC австралийского материала 6000 ккал/кг стабилизировался на уровне 101-102 долл./т., при этом на прошедшей неделе индекс впервые с мая опускался ниже 100 долл./т. Однако ряд физических покупателей вернулся на рынок, что спровоцировало закрытие коротких позиций и подтолкнуло вверх бумажные контракты. Среднекалорийный материал торговался в диапазоне 69-70 долл./т.
Заторы в порту Ньюкасла начинают уменьшаться: 15 сентября в очереди на причалы для погрузки угля стояло около 80 судов, по сравнению со 105 судами 8 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 189 на фоне новостей о консервации одного разреза BHP.
Компания BHP с ноября 2025 г. переведет разрез Saraji South, принадлежащий совместному с японской Mitsubishi предприятию BHP Mitsubishi Alliance (BMA), в режим консервации и технического обслуживания. На Saraji South мощностью 1 млн т./г. добывается металлургический уголь марки Saraji (premium low-vol HCC).
Причиной остановки стала низкая рентабельность добычи угля из-за высоких НДПИ в Квинсленде.
В то же время Saraji South была одним из самых низкорентабельных предприятий с низкой эффективностью логистики, поскольку сырой уголь необходимо было перевозить на значительные расстояния на грузовиках.
По данным правительства Квинсленда, Япония, Южная Корея и Вьетнам были тремя крупнейшими импортерами угля Saraji в финансовом году, закончившемся в июне 2025 г. На их долю приходилось более 50% добычи предприятия.
Пока остается неясно, как приостановка добычи на Saraji South повлияет на объем общей добычи предприятий BMA в 2025 г., который, по прогнозам, составит 36-40 млн т.
В целом спрос со стороны Китая и Индии на металлургический материал остается сдержанным.
Добыча угля в Кузбассе упала на 6%, к концу 2025 г. ожидается падение на 10%
По данным Министерства угольной промышленности Кузбасса, в январе-августе 2025 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 125.3 млн т. (-8.8 млн т. или -6% к январю-августу 2024 г.).
При этом, по словам губернатора региона, по итогам 2025 г. ожидается падение добычи на 10% (-19.8 млн т.) до 178.6 млн т., что обусловлено усложнением ситуации на внешних рынках, включая падение цен.
В 2024 г. добыча угля в Кузбассе упала до 198.4 млн т. (-15.8 млн т. или -7.3% к 2023 г.), а экспорт – до 102.0 млн т. (-11.8 млн т. или -10.4% к 2023 г.).

Общая отгрузка угля в Кузбассе по ж/д за 8 месяцев 2025 г. сократилась до 110.9 млн т. (-6.5 млн т. или -5.9% к 8 месяцам 2024 г.).
Экспортные поставки из Кузбасса в январе-августе 2025 г. составили 67.6 млн т. (-2.4 млн т. или -3.4% к январю-августу 2024 г.).
Падение мировых цен, а также увеличение себестоимости и логистических расходов привело к росту убытков. Количество убыточных предприятий в угольной отрасли России составило 81 из 123, или 66%. 18 угольных предприятий уже приостановили добычу.
Кризис в угольной отрасли, на фоне санкций, высоких ж/д тарифов, растущих затрат и логистических ограничений, продолжит оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2025 г.
Северный Кузбасс в ноябре остановит добычу угля на одной из шахт
Угольная компания Северный Кузбасс (Талтэк) остановит добычу угля на шахте Березовская в Кемеровской области с ноября 2025 г. При этом на шахте начнется подготовка новой лавы и полное закрытие предприятия не планируется.
Компания получила от государства возможность реструктуризации задолженности, отсрочки налоговых платежей и страховых взносов на фоне кризиса в угольной отрасли, вызванного падением цен на экспортном рынке, санкциями, высокими транспортными издержками и себестоимостью.
Совокупная добыча Северного Кузбасса (на шахтах Березовская и Первомайская) в январе-августе 2025 г. составила 0.5 млн т. (-0.3 млн т. или -38% к январю-августу 2024 г.). Угольная компания Северный Кузбасс является основным производителем угля марки К в регионе.
Арктическая ж/д поможет экспорту российского угля
Правительство России разрабатывает план развития железнодорожной инфраструктуры на севере страны, который должен быть представлен в 2026 г.

Инициатива направлена на создание нового экспортного коридора через арктические порты в том числе для угольной промышленности Кузбасса и других регионов. Его главное экономическое преимущество — снижение логистических издержек по сравнению с маршрутами через порты Северо-Запада и Юга.
Эффект будет достигаться за счет двух факторов. Во-первых, более короткое железнодорожное плечо до северных портов составит около 2500 км против 4000 км до Усть-Луги/Тамани и 6000 до портов Дальнего Востока, что позволит значительно снизить расходы на ж/д перевозку. Во-вторых, использование Северного морского пути (СМП) предлагает более низкий фрахт за счет сокращения расстояния до стран АТР по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал.