На погранпереходах Россия — Казахстан скопились многотысячные пробки из фур
На погранпереходах между Россией и Казахстаном — снова гигантские пробки из фур. Логистические компании заявляют о самых крупных заторах за последнее время. По примерным оценкам, на всех КПП с российской стороны своей очереди ждут около 5 тысяч грузовиков. Со стороны Казахстана их еще больше. Официально о причинах заторов пока не сообщалось.
В редакцию Бизнес ФМ обратился индивидуальный предприниматель Алексей из Москвы. Почти неделю он ждет застрявший на границе с Казахстаном груз из Китая, но за эти дни он не сдвинулся с места — пробка из грузовиков мертвая:
— Вообще груз я ожидал 13 сентября. И, как я понимаю, с числа 10-11 сентября фуры стоят на границе вообще без движения. Сколько они там простоят, никто не знает, никакого понимания нет. Я знаю, что многокилометровая очередь, видел: машины совершенно без движения, таможня сама пустая, конкретных сроков нет, никто ничего не знает. Машины стоят, никого не пускают.
— А объясняют, с чем это связано? Это что, внеочередные проверки на КПП?
— Какие-то проверки, но конкретики никакой нет. Неделя уже прошла. Не одна фура, а всю неделю эти машины стоят. До этого фуры досматривались буквально 10-15 минут. Постоянно которые возят, они проезжали. Потом я слышал, что где-то в конце июля — в августе были задержки до трех дней, а на данный момент все вообще встало. Там большая часть груза это не именно из Казахстана едет, она транзитом едет из Китая через Казахстан. Проблема не в том, что Казахстан не пускает либо мы не пускаем из Казахстана именно: я так понимаю, что какой-то досмотр, может, усиленный у них планируется.
Как отмечают логистические компании, самые серьезные заторы наблюдаются на трех погранпереходах с Казахстаном. Это Бугристое в Челябинской области, Веселоярск в Алтайском крае и Петухово в Курганской области. По примерным подсчетам бизнеса, всего на погранпереходах с Казахстаном своей очереди ожидают 5 тысяч грузовиков. Есть огромные заторы и со стороны Казахстана, рассказал экспедитор из Алма-Аты — по его словам, грузовики скапливаются под Уральском, у села Маштаково, на границе с Оренбургской областью. А вот что Бизнес ФМ сообщил о ситуации со стороны Казахстана руководитель отдела негабаритных и FTL-перевозок компании Holding Finance Broker Алексей Черенков:
Алексей Черенков руководитель отдела негабаритных и FTL-перевозок компании Holding Finance Broker«Россия со стороны нашего Таможенного союза сейчас стала все наши страны — Казахстан, Киргизию — приводить в то юридическое поле, которое было в Таможенном союзе, чтобы были правильно оформлены декларации, чтобы были правильно оформлены платежи. Это все вот из-за этого. Сказали, что все это началось с 8 сентября примерно скапливаться. Сейчас там порядка 6,5-7 тысяч фур находится, и эта очередь постепенно копится. Водители стоят, их жалко, это имеет место быть, потому что они стоят без оформления, без, наверное, надлежащих условий».
Бизнес почти неделю пытается добиться хоть какой-то официальной информации. Все пока на уровне слухов — что проводятся внеплановые проверки, что работают некие специальные проверочные группы, и заторы эти минимум на 10-20 дней. Несмотря на то что у России с Казахстаном единое таможенное пространство, серьезные проверки все же могут проводиться с обеих сторон и по особым поводам. Так вышло, что поводы есть и у Москвы, и у Астаны, говорит исполнительный директор «Трансазия логистикс» Кирилл Латинский:
Кирилл Латинский исполнительный директор «Трансазия Логистикс» «Идет значительный и повсеместный досмотр транспорта на казахстанских номерах, и преимущественно тот транспорт, который возит в Российскую Федерацию сборные грузы. Я предполагаю, что все-таки речь идет о борьбе с «серым» импортом. Потому что на самом деле в Российскую Федерацию поступает довольно много «серого» импорта, и как раз он следует транзитом из Китая. Еще есть нюанс, связанный с тем, что сами казахстанские власти досматривают чуть ли не 99% всех грузов, которые идут транзитом через Казахстан в Россию. Ищут товары двойного назначения, технику, электронику, товары, которые включены в санкционные списки. Плюс есть история, связанная с тем, что с 30 июня 2025 года заработала система для иностранцев, это «Госуслуги», Ru ID. Это когда иностранные граждане, в том числе граждане Казахстана, должны регистрироваться в этой платформе и информировать о том, что они будут въезжать на территорию РФ. И там, судя по всему, речь идет о том, что это нужно сделать за 72 часа до планируемого въезда в РФ».
За разъяснениями Бизнес ФМ обратилась в Федеральную таможенную службу. На момент публикации материала ответа от нее не поступило. Последний крупный затор грузовиков на границе с Казахстаном был в июне этого года, но все закончилось за 3-4 дня и не принесло колоссальных убытков бизнесу. Ущерб от нынешних пробок еще никто даже не начал подсчитывать.