Золото, платина, алмазы: чем хотят торговать на новой бирже драгметаллов БРИКС

Африканские государства активно поддерживают идею создания биржи драгоценных металлов БРИКС, видя в ней шанс расширить рынки сбыта и повысить прозрачность торговли. Хотя сроки и место ее появления пока не определены, участники дискуссии на Московском финансовом форуме говорили, что на площадке могут торговаться золото, платина и алмазы.

Защита от санкций

Впервые идея создания биржа драгоценных металлов БРИКС была озвучена в июле 2024 года. Как напомнил начальник отдела Минфина РФ Артур Глазунов, речь идет о создании «единой платформы для участников БРИКС, которая помогла бы усилить спрос на драгметаллы, а также установить независимые правила и стандарты качества». Замминистра финансов Алексей Моисеев подчеркнул, что проект должен стать ответом на политизацию существующих институтов. «Институты, на которые мы привыкли полагаться, это SWIFT, Лондонская биржа металлов, Чикагская биржа и так дале — они стали проводить свою политику, политически мотивированную, и действительно оказалось, что это вовсе не многосторонние институты, а просто они служат интересам тех стран, где расположены, — сказал чиновник. — И если ты не в “Большой Семерке”, не в ЕС, твоя страна никогда не может быть защищена от всяких санкций, наказаний и последствий этого. И мы стараемся найти выход из такой ситуации”. По словам советника зампреда ЦБ РФ Ларисы Селютиной, на страны БРИКС приходится около 70% мировых запасов драгоценных металлов.

Африканская перспектива

Представители африканских стран и организаций, включая Ассоциацию производителей алмазов Африки, а также постоянных секретарей Камеруна и Центральноафриканской Республики в Кимберлийском процессе, приветствовали идею создания биржи. По их словам, площадка может повысить прозрачность, укрепить экономический суверенитет и расширить рынки сбыта для золота, платины и алмазов, дав развивающимся странам прямой доступ к торговле.

Главный менеджер Национального регулятора ЮАР по алмазам и драгоценным металлам Тебого Вилфред Мотлунгу подчеркнул, что для Южной Африки, одного из крупнейших мировых производителей платины и золота, создание биржи имеет особое значение. Он назвал инициативу «важным шагом, который может дать осязаемое преимущество всем участникам», добавив, что она позволит расширить рынки сбыта и повысить транспарентность торговли.

Постоянный секретарь ЦАР в Кимберлийском процессе Люк Симплис Броссени Яли отметил, что многие государства обладают богатыми месторождениями драгоценных металлов, но «отрезаны от существующих рынков вследствие обстоятельств, на которые не могут повлиять». Биржа БРИКС, по его словам, способна стать «прямым мостом между нашими ресурсами и заинтересованными странами». Представитель Африканской ассоциации производителей алмазов Арнольд Мукомбачото добавил, что инициатива открывает возможности не только для торговли металлами, но и для камней. «Создание такой площадки даст африканским странам доступ к более широким рынкам <…> и в целом станет многообещающим шагом», — подчеркнул он, хотя и указал на необходимость согласования национальных различий, в том числе в законодательных базах.

К аналогичной позиции присоединился постоянный секретарь Камеруна Даниэль Макер Элунг Нна, заявив, что участие страны в бирже позволит нарастить экспорт, укрепить конкурентоспособность и увеличить прозрачность сделок. Он выразил надежду, что проект поможет развивающимся государствам «оптимизировать выручку и усилить экономический суверенитет».

Схожие ожидания озвучили и в Киргизской Республике. Директор департамента Минфина Алмаз Кадыракунов отметил, что биржа позволит сократить цепочку поставок, минимизировать транзакционные издержки и закрепить большую часть добавленной стоимости у производителей и потребителей. Он также подчеркнул важность расчетов в национальных валютах, что, по его словам, «минимизирует валютные риски и укрепит устойчивость к внешним потрясениям».

В поисках модели

Несмотря на поддержку, конкретных параметров проекта пока нет. Алексей Моисеев ограничился обещанием «продолжить движение в этом направлении». Лариса Селютина напомнила, что у России есть опыт разработки зерновой биржи БРИКС, и указала на необходимость создавать площадки с «добросовестной конкуренцией и недискриминационным доступом». Она отметила, что странам нужно договориться о месте размещения биржи, при этом предпочтение может быть отдано государству, где уже есть опыт биржевой торговли и контроль со стороны регулятора. В то же время, подчеркнула Селютина, возможны разные варианты: «это может быть и вновь созданная биржа, и специальный сектор на уже функционирующей площадке». Страны без собственной инфраструктуры смогут подключаться напрямую, а в тех, где она развита, выстраивать линки. «Главное — чтобы сделки совершались на условиях нормальных открытых торгов, и тогда вокруг биржи естественным образом выстроится логистика, хранение и перевозка», — сказала она.