«Выстрелы в Россию — выстрел в себя». Европа рискует измениться навсегда. Суровая расплата за войну

Статистика указывает, что с января по август 2025 года закрылось 72 промышленных компании в ЕС. В 2009 году было – 81. В 2020 году, году начала коронавирусной пандемии, было меньше 50.

«Выстрелы в Россию — выстрел в себя». Европа рискует измениться навсегда. Суровая расплата за войну
© runews24.ru

Воротилы просят о помощи

Кто выше забрался, тому больнее и падать. Но сейчас это касается всего ЕС, как-никак он долгое время претендовал на роль одного из мировых лидеров в производстве. Вот и выходит, что Испания потеряла за годы полоумных антирусских рестрикций 17% предприятий, Франция – 14%, Чехия и Германия – по 11%.

Ожидаемо, что более всего досталось энергоёмким производствам – без российского газа-то! Конкуренция с продукцией из США и Китая привела к падению спроса на местные автомобили.

«Введённые Трампом пошлины ограничили продажи европейской автопродукции в Америке. Из России европейские промышленники ушли сами, продажи в странах Азии не дают компенсировать потери», - указал на проблемы в разговоре с РИА «Новости» доцент экономфака РУДН Сергей Зайнуллин.

Вслед за почившей отраслью химудобрений рискует отправиться и еврометаллургия. ЕС задыхается от американских торговых барьеров и дешевого импорта. Итог: выпуск стали и проката обессмысливаются. А ведь это всё – стержневые отрасли!

Ильзе Хенне не всегда удаётся быть оптимистичной 

Немецкий ThyssenKrupp и вовсе просит дотаций от властей.

«Иначе мы не выживем», - заявила топ-менеджер корпорации Ильзе Хенне.

Она также ратует за введение пошлин на ввозимую в Европу сталь. Другие металлурги континента её поддержали.

Хитрые датчане

Пока что, на фоне всех этих злоключений, в ЕС относительно неплохо себя чувствует энергетика. Тут всё на поверхности, потребитель просто вынужден больше платить за подорожавшие электричество и газ – взамен трубопроводного и дешёвого из РФ туда пошёл дорогой американский СПГ. 

Кажется, датчанам удалось извлечь выгоду из ветряков...

 А в целом, без потерь не обошлись почти нигде. В Испании и ФРГ пострадали от кризиса металлургия и химпром. Плюсом испанцы потеряли в сфере туризма и автопроме. Немцы – в машиностроении. В Чехии под удар попали автопром и машиностроение. Во Франции – те же автопром, стекольная и химотрасли, ритейл.

Дания отделалась легко только потому, что у неё – ставка на природные источники энергии и диверсифицированная экономика. А в Хорватии мало промышленности.

Дойдёт ли до голодных бунтов?

Переходим к социальному измерению кризиса. Только в реальном секторе Евросоюза работу утратили 18 тыс. чел. При том, что за весь финкризис-2008 работы лишились 27,3 тыс. сотрудников в ЕС, а в разгар коронакризиса – 18,7 тыс.

Германия, десятилетиями страдающая от безработицы, получила ещё один удар. Сообщило о нем Федеральное агентство занятости страны. Впервые за десятилетие число не имеющих работу превысило три миллиона.

Reuters уточнило, что ныне в этой стране безработица держится на уровне свыше 6%. А число вакансий только снижается. И признаков улучшения ситуации нет.

Будущее тоже пугает. Если безработица достигнет 10%, следом пойдут серьёзные диспропорции в доходах населения и чрезмерная налоговая нагрузка на тех, кто работает. А это есть прямой путь к социальным волнениям.

Это доказывает пример соседней Франции. Там как раз решило правительство сэкономить в бюджете следующего года на индексациях пенсий..., но не на тратах на оборону и безопасность! Тут же этот властный произвол аукнулся в виде серии массовых протестов в стране.

Хороший вариант, конечно, есть...

Такова цена Европы за «независимость от России». Хитрость тут и в том, что быстро исправить сию историю невозможно. Ведь ЕС строился «под» дешёвые российские энергоресурсы.

Хороший вариант развития событий подразумевает необходимость быстрого урегулирования украинского кризиса. После этого нужно переориентироваться всем европейским странам на поддержку внутреннего производителя, налаживание связей с внешнеэкономическими партнёрами, поиск дешевых энергоресурсов и смягчение денежно-кредитной политики.

Если ЕС заиграется в «принципиальность», он рискует стать сказкой или мифом

В этом случае, на восстановление экономики стран союза уйдёт от трёх до пяти лет. Если ЕС затянет военный кризис на Украине, то спад в еврозоне может привести к рецессии во всём мире.

И тогда на возврат к «тучным» временам придётся потратить до 10 лет. Но тогда это будет уже совсем иная Европа. Если вообще будет. Между прочим, и по сей день немало тех, кто помнит, что и Россия – изначальная часть европейской цивилизации. И «выстрелы» Евросоюза в неё – это выстрел и в себя. Мы-то найдём себе новых партнёров...