Эксперт: ситуация на контейнерном рынке остается непростой

По словам эксперта, с начала 2025 года динамика остается отрицательной:

«Контейнерный рынок за последние 20 лет «падал» трижды – в 2008, 2014 годах и сейчас. Так, за 8 месяцев 2025 года по сравнению с аналогичным периодом 2024-го спад составил 4,3%».

Причины – в комплексе факторов: это и жесткая денежно-кредитная политика, и геополитическая нестабильность, включая сложности с международными расчетами и осторожную модель потребления внутри страны.

«Как следствие, спрос начал сжиматься, поэтому упали внутренние перевозки, транзит, импорт. Последнее – самое болезненное звено для операторов», – пояснил В. Марков.

В то же время наблюдается рост экспортных перевозок, которые за 8 месяцев текущего года выросли на 7% в сравнении с аналогичным периодом 2024 года. В числе ключевых экспортных грузов – химическая продукция, металлы и изделия из них, продукция деревообработки. Основные направления – страны Азии, Ближнего Востока и Турция.

Одним из актуальных трендов, влияющих на рынок, стал профицит подвижного состава, особенно фитинговых платформ.

«Почему образовался профицит? Первое – улучшение эксплуатационной обстановки на сети. С одной стороны, благое дело. Это кропотливая работа, которую проводит РЖД», – отметил В. Марков.

Ранее Михаил Глазков, заместитель генерального директора – начальник Центральной дирекции управления движением ОАО «РЖД», сообщал, что с сети было снято 217 тыс. вагонов при общем наличии парка в 1,4 млн единиц, то есть около 15%.

По словам В. Маркова, это дало положительный эффект:

«На 1 сентября 2025 года у «ТрансКонтейнера» было брошено 44 фитинговых платформы, годом ранее – 140. Оборот стал на сутки лучше».

Однако у данной оптимизации есть и оборотная сторона: «Лучше показатели – больше профицит парка на сети. Профицит парка, наложенный на падение объемов, дал колоссальный профицит парку операторов. В моменте отстой парка у ряда операторов доходил до 20–25%. У кого-то, может, было и больше».

В результате у операторов растет доля неработающего парка, что означает снижение доходности и дальнейшее давление на рынок контейнерных перевозок.