Аналитик Кауфман объяснил, почему Венгрия и Словакия покупают российскую нефть
Венгрия и Словакия продолжают отстаивать свое право покупать российский нефть и газ, несмотря на давление Еврокомиссии. Страны ссылаются на отсутствие альтернатив поставкам, а также угрозу национальной энергетической безопасности в случае отказа от импорта из РФ. В связи с этим, по данным СМИ, Евросоюз даже вынужден был отложить принятие 19-го пакета санкций против России.
Остальные члены Евросоюза продолжают давить на Венгрию и Словакию, хотя буквально на днях сами не приняли предложение США ввести повышенные таможенные тарифы для третьих стран (в первую очередь, Китая и Индии), импортирующих нашу нефть. Причем эта мера могла действительно оказаться весьма болезненной для нашего энергетического экспорта, в отличии от возможного прекращения прямых поставок нефти и газа в Европу.
Торговый оборот ЕС и Китая в прошлом году составил 785,8 млрд долларов, с Индией - 158,2 млрд долларов. В сумме - 944 млрд долларов (приблизительно 15% всей торговли ЕС с другими странами), из которых почти 70% приходятся на импорт в ЕС. Куда проще создавать видимость бурной деятельности, шумно требуя от Венгрии и Словакии отказаться от наших сравнительно небольших поставок нефти и газа (в 2024 году - на 8,64 млрд долларов), что для экономики ЕС в целом почти неощутимо, чем прекратить торговлю с крупнейшими странами Азии.
Впрочем, США на согласие ЕС по пошлинам и не рассчитывали. Им тоже такая торговая война с Китаем и Индией совсем невыгодна. Особенно, если учесть, что переговоры Вашингтона с Пекином и Нью-Дели по торговым соглашениям в самом разгаре. Пока ЕС разбирается с санкциями, у США есть время для дипломатии.
Резоны Венгрии и Словакии тоже понятны. Дело опять в экономике. Как замечает аналитик ФГ "Финам" Сергей Кауфман, российская нефть продается с дисконтом, что позволяет нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) в Словакии и Венгрии получать дополнительную маржу нефтепереработки. В импорте обеих стран в 2024 году более 80% пришлось на нефть из России. Альтернативным маршрутом для обеих стран является Адриатический нефтепровод, идущий через Хорватию. При необходимости он способен покрыть более трех четвертей потребностей в импорте Венгрии и Словакии, уточняет эксперт.
Словакии и Венгрии экономически невыгодно отказываться от нефти и газа из России
Возможно, что оценка даже занижена. Премьер-министр Хорватии Андрей Пленкович 16 сентября заявил в интервью CNN, что его страна может гарантировать сегодня Венгрии и Словакии поставку более 12 млн тонн нефти любых характеристик, чтобы обеспечить все потребности их НПЗ. Суммарно в 2024 году обе страны импортировали из России 9,4 млн тонн нефти (3,9% всего нашего нефтяного экспорта). То есть нефтепровод есть, только вот баррели, что возможно прокачивать через него, априори окажутся дороже, чем приходящие в Венгрию и Словакию по нашему трубопроводу "Дружба".
Как замечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, Венгрия, по экспертным оценкам, в случае отказа от закупки российских энергоносителей может потерять до 4% своего ВВП. Поскольку по итогам 2024 года национальный ВВП составил чуть менее 223 млрд долларов, речь может идти о потере страной почти 9 млрд долларов в год. Словакия также в очень высокой степени зависит от российских энергоносителей, о чем неоднократно заявляли ее официальные представители.
Схожая ситуация с газом. По оценке Кауфмана, в Венгрию и Словакию сейчас идет порядка 11 млрд кубометров российского газа в год (9,2% всего экспорта). Чтобы заменить его, они могли бы либо импортировать сжиженный природный газ (СПГ) через территорию третьих стран, либо получать, например, азербайджанский газ, через территорию Турции.
Эксперт не исключает, что в случае вынужденного отказа Венгрии и Словакии от нашего газа Россия формально увеличит поставки газа в Турцию, а уже Турция будет экспортировать в Венгрию и Словакию газ якобы другого происхождения.
Давление ЕС на обе страны не проходит бесследно. Как отмечает Андрианов, Будапешт ищет альтернативы российскому газу, в частности, речь идет о соглашении с Shell о поставках 2 млрд кубометров газа в год, также велись переговоры и с другими потенциальными поставщиками, например с Катаром. Но российский газ, поставляемый по относительно короткому маршруту (через Турцию) и по привлекательным ценам, служит важным конкурентным преимуществом Венгрии и гарантом ее энергобезопасности.
По мнению Кауфмана, отказ Словакии и Венгрии от российских углеводородов будет во многом определяться дальнейшим геополитическим треком. Если СВО в обозримом будущем не закончится, а США и прочие страны ЕС продолжат усиливать давление на Венгрию и Словакию, то им будет сложно сохранить импорт энергоносителей из России, уточняет Кауфман.
Для России, конечно, данные рынки важны в принципиальном плане, считает Андрианов. Наша страна позиционирует себя как самый надежный поставщик энергоресурсов, который даже в период максимальной геополитической напряженности не отказывался от снабжения нефтью и газом европейских потребителей. И если наши нефть и газ важны для Венгрии и Словакии, Россия сделает все от нее зависящее для того, чтобы доставить углеводороды на эти рынки.