Эксперт Симонов оценил попытки США ввести тарифы против покупателей нефти из РФ
Дональд Трамп привязал ввод повышенных таможенных тарифов против стран, покупающих российскую нефть, к готовности ввести аналогичные меры союзниками США. Американский президент сделал несколько громких заявлений по этому поводу, обещав увеличить пошлины до 100%, как только к ним присоединятся страны НАТО, G7 и ЕС.
Даже в США многим понятно, что такого единодушия участников совсем разных международных объединений добиться не удастся. Все чаще начинает звучать мнение, что Трамп просто тянет время, надеясь удачно завершить собственные переговоры с Китаем и Индией, попутно "кошмаря" союзников по НАТО и ЕС. Если оценивать действия американского президента не с точки зрения давления на Россию или ЕС, а относительно пользы для США, то это - полный провал.
Как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, США и ЕС поочередно заявляют, что сейчас примут очень грозные санкции против России (ЕС на этой неделе обещал согласовать 19-й пакет). Но в отношении действительно опасных для нашего экспорта нефти тарифов против ее покупателей европейцы и американцы начинают разыгрывать сцену из "Мертвых душ" с Маниловым и Чичиковым, которые никак не могли договориться, кто же должен первым пройти в дверь. Сейчас Трамп привлек к этой миниатюре с возгласами "После Вас! Нет, позвольте, только после Вас!" еще и страны НАТО и G7.
США уже попробовали в одностороннем порядке ввести тарифы за покупку российской нефти (25%) против Индии, напоминает Симонов. Это колоссальная ошибка Трампа. Если он считает, что Китай - главная угроза, то надо было не допустить сближения с ним Индии, но вышло наоборот. В результате отношения с Нью-Дели были окончательно испорчены, а Вашингтон и весь мир увидел единение лидеров Китая, Индии и России на саммите ШОС. В самом механизме тарифов оказалось огромное количество оговорок. Из примерно 85 млрд долларов экспорта товаров из Индии в США в 2024 году примерно 40 млрд вывели из-под действия этих тарифов, поскольку это оказалось бы слишком чувствительно для американской экономики. Кроме того, США до этого уже ввели тарифы в 25% для Индии (безотносительно российской нефти), то есть в сумме пошлины составили 50%. Наиболее пострадавшая от этого отрасль - не нефтянка, а легкая промышленность в Индии. Отказалась ли Индия от закупок российской нефти? Нет! Сначала индийские компании снизили объемы импорта, опасаясь американцев, а потом увидели, что ту нефть, которую они не купили, быстро прибрали к рукам китайцы и пользуются всеми выгодами использования дешевого сырья. После этого закупки опять стали расти. Единственное, чего добились США, это увеличения дисконта на нашу нефть в августе, приблизительно на 80 центов с барреля. Вот это действительно наши потери, поясняет эксперт.
Что касается стран НАТО, то в него входят страны ЕС, для которых Китай (торговый оборот - 785,8 млрд долларов) и Индия (158,2 млрд долларов) - крупнейшие торговые партнеры. Прекращение торговли почти на 1 трлн долларов, а заградительные пошлины приведут именно к этому, будет означать смерть экономики ЕС. Впрочем, Китаю и Индии тоже не поздоровится. В Североатлантический альянс также входит Турция, которая не просто покупает товары из стран, перерабатывающих российскую нефть, но сама ее импортирует в большом объеме (6% нашего экспорта). Кроме того, на Турцию приходится приблизительно четверть нашего экспорта нефтепродуктов. В ЕС неоднократно обвиняли Турцию, что через нее на европейский рынок попадает российское топливо (в смешанном или даже чистом виде), но Анкара на эти заявления никак не реагировала, этот бизнес слишком выгоден.
Несмотря на тарифы США, Индия не прекратила импорт нефти из России
Как отмечает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, хотя Турция и является членом НАТО, ее торговые связи с Россией и прагматичная позиция по энергоресурсам делают присоединение к тарифам маловероятным. Анкара иногда идет на политические уступки Западу, но в вопросах энергопоставок действует эргономично, а такое решение потребовало бы серьезного политического давления и компенсаций потерь.
По мнению Чернова, политические требования Трампа "всем вместе ударить тарифами" выполняют две цели: они оказывают давление на партнеров, чтобы те сократили покупки, и дают администрации карт-бланш для переговоров/торга с крупными покупателями по принципу "или вы присоединяетесь, или мы идем на односторонние шаги". Подобные публичные ультиматумы часто служат рычагом переговоров и могут отчасти быть рассчитаны на выигрыш времени и политическое давление. Одновременно есть риск эскалации торговых ответных мер и удара по глобальным цепочкам поставок.
Симонов считает, что в 19-м пакете санкций ЕС заградительных тарифов на импорт товаров из Китая и Индии не будет. Возможно, будут санкции на какие-то частные китайские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), которые, в принципе, чихать хотели на эти санкции, поскольку в Европу они ничего не поставляют. Это никак не повлияет на российский экспорт, но даст возможность протестировать реакцию Китая. США же сейчас ничего делать не будут, в Мадриде начались их переговоры с Китаем по торговому соглашению, и любые неосторожные действия могут привести к их осложнению или даже срыву.
Впрочем, не все эксперты так оптимистичны. Автор Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилл Родионов допускает введение торговых пошлин США, которые поддержат ЕС и страны G7, против Китая. Китай, безусловно, очень болезненно воспримет любые дополнительные торговые ограничения. С одной стороны, для Китая сейчас очень важна российская нефть в условиях торговых войн, с другой - важны американский и европейский рынки.
Эксперт считает, что не позднее 2026 года дополнительные тарифы придется отменить, но они неминуемо приведут к дальнейшему охлаждению отношений между США и Китаем. Это сформирует новую систему международных отношений, которая будет строиться вокруг противостояния США и Китая и создаст новые возможности для поставки российских энергоресурсов на китайский рынок.