Минфин идет навстречу нефтяникам ради сдерживания цен на бензин
Минфин готов смягчить правила выплат нефтяникам компенсаций из бюджета за удерживание оптовых цен на топливо на внутреннем рынке ниже экспортных (демпфер). Ведомство согласно поднять на 10 пунктов уровень предельно возможных отклонений биржевых котировок топлива для получения демпфера - до 20% по бензину и до 30% по дизелю, от индикативных цен (60 450 рублей за тонну для бензина и 57 200 рублей за тонну для дизеля), назначаемых государством на год.
Сейчас возможные отклонения составляют 10 и 20%, соответственно. И по действующим пока условиям нефтяники не должны получить компенсации за август и сентябрь (по итогам 15 дней месяца). По-видимому, предлагаемые изменения будут приняты задним числом, с августа или сентября этого года. Именно за последний месяц лета биржевые котировки бензина АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) в среднем превысили прописанные сейчас в налоговом кодексе значения. Для получения демпфера за август достаточно было бы поднятие планки котировок на 5%, но уже в сентябре они выросли выше этой отсечки, поэтому речь идет об уровне 10%.
По действующим правилам демпфер обнуляется, если средняя цена за месяц марки АИ-92 на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а дизельного топлива (ДТ) - 68 640 рублей за тонну. Если планку повысят до 20 и 30%, то предельные значения составят 72 540 и 74 360 рублей соответственно. Сейчас АИ-92 стоит на бирже 73 144 рубля, то есть уже выше еще не принятого нового предельного уровня для получения демпфера. Но, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, биржевые цены с конца сентября устойчиво начнут снижаться на фоне сезонного снижения спроса. Расширение границ для получения демпфера также внесет свой положительный вклад в нормализацию ситуации на рынке.
То есть если предлагаемые Минфином меры примут с августа, то нефтяные компании не потеряют компенсации. Можно было бы сказать, что большинству жителей нашей страны едва ли есть дело до прибыли нефтяников, но если демпфер обнуляется, это ведет к росту цен на топливо сначала в опте, а потом в рознице. Происходит это потому, что бензин и ДТ- экспортные товары и привязаны к ценам на внешних рынках. Демпфер позволяет удерживать цены на топливо в России ниже экспортных и сглаживает скачки мировых котировок на нефть и нефтепродукты.
По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, сегодня на динамику биржевых цен в наибольшей степени влияет ограниченность предложения со стороны основных производителей топлива, что провоцирует ажиотажный спрос. По этой причине и ФАС, и биржевые регуляторы вручную донастраивают правила торгов, чтобы синхронизировать работу участников всей цепочки рынка нефтепродуктообеспечения, от скважины до АЗС, и исключить влияние спекулятивных факторов на цену. Пересмотр параметров демпферного механизма улучшит экономические показатели нефтепереработки, что положительно скажется на биржевых и оптовых ценах.
Как замечает зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев, увеличение диапазона отклонения биржевых котировок направлено на повышение рентабельности нефтепереработки по сравнению с экспортом и одновременно повышение привлекательности поставок на внутренний рынок. Пока законодательно отсутствует приоритет поставок на внутренний рынок в условиях расчета экспортных альтернатив, эта мера - единственный вариант.
Причем, как подчеркивает директор маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергей Терешкин, индексация потолка демпфера произошла бы в любом случае - она и так происходит ежегодно в январе. Другое дело, что на рынке нужно предотвратить сокращение выпуска топлива. Эта проблема становится первоочередной для регуляторов.
Биржевые цены на бензин в августе превысили верхний порог для выплат компенсаций из бюджета нефтяникам
Нас волнуют в этой истории два вопроса: как происходящее повлияет на стоимость бензина и ДТ на АЗС и не повторится ли неконтролируемый рост биржевых котировок в дальнейшем? Фролов считает, что существенного влияния на розницу, с точки зрения цены, расширение диапазонов не окажет, но внесет свой опосредованный вклад в увеличение маржи АЗС, которая в настоящее время находится на критическом уровне.
Иной взгляд у Терешкина, который уверен, что изменение границ демпфера закрепит биржевые цены на бензин АИ-92 выше 70 тыс. рублей за тонну, что заметно выше текущего порога. Это снизит рентабельность независимых АЗС, которые не входят в состав вертикально интегрированных нефтяных компаний (охватывающих всю цепочку производства, от добычи нефти и ее переработки до продажи топлива в рознице). Как следствие, высокие темпы прироста розничных цен будут сохраняться даже после завершения традиционно "горячего" летнего сезона. Владельцам АЗС придется закладывать рост издержек на закупку топлива в конечные цены для потребителей.
По мнению Гусева, АЗС в этом процессе - сторонние наблюдатели. Без права голоса. Да и, честно говоря, не видно, чтоб они хотели о чем-то говорить, отмечает эксперт. Независимые АЗС и их объединения "забились по углам" и не готовы ни меняться, ни бороться. Поэтому регуляторы меняют рынок, как им видится.
Что касается второго вопроса, то эксперты сходятся, что системно проблему расширением границ котировок для выплат по демпферу не решить. Фролов уверен, что кризисы будут продолжаться ежегодно до тех пор, пока не будет завершена программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), позволяющая увеличить производство бензина в стране.
При этом эксперт считает, что ручное управление и плохо работающий при изменении внешних условий механизм демпфера нужно менять, но в текущих реалиях на это вряд ли пойдут.
Станкевич также отмечает, что демпфер в своем нынешнем виде не обеспечивает баланс между экономической эффективностью нефтепереработки и прогнозируемой динамикой розничных цен. При этом административное регулирование цен усугубляет ситуацию в условиях форс-мажора. По его мнению, участникам отрасли необходимо синхронизировать позиции по широкому кругу вопросов: от налогообложения до территориального развития розничной сети. И эти вопросы должны быть положены в основу повестки для диалога с правительством.
С точки зрения Гусева, пора перейти к прямому госрегулированию цен на топливо. По крайней мере до окончания СВО приостановить все биржевые торги товарами внутри страны, ввести потолки оптовых, мелкооптовых и розничных цен, уточняет эксперт. Ну а после окончания можно опять попробовать поиграть в рынок, если захочется, заключает эксперт.
В Минфине и Минэнерго на запрос "РГ" не ответили.