Мараловоды Алтая ждут открытия рынка КНР для российских пантов

В Республике Алтай и Алтайском крае - самых "пантовых" регионах страны - с нетерпением ждут, когда начнутся поставки в Китай неокостенелых рогов маралов и пятнистых оленей. Решение об открытии экспорта российских пантов в Поднебесную было принято во время недавнего визита президента РФ в КНР. Мараловоды надеются, что это поможет поднять доходность отрасли, которая находится на грани выживания.

Мараловоды Алтая ждут открытия рынка КНР для российских пантов
© Российская Газета

В начале сентября руководители Россельхознадзора и Главного таможенного управления Китая подписали протокол о ветеринарно-санитарных требованиях к экспорту сушеных пантов марала из России в КНР. Сейчас стороны согласовывают ветеринарные сертификаты, после чего должны начаться поставки. Для отечественного мараловодства это шанс выйти из кризиса, ведь последние три года отрасль испытывает серьезные проблемы со сбытом продукции.

Особенно непростая ситуация сложилась в Республике Алтай, для которой мараловодство является одним из важных секторов экономики. Здесь содержат самое большое количество маралов в стране - около 57 тысяч голов.

- Но с прошлого года у нас идет снижение поголовья, - сообщил председатель регионального правительства Александр Прокопьев. - Из-за отсутствия стабильного сбыта пантов и финансовых трудностей предприятия вынуждены сокращать количество маралов, сдавая животных на мясокомбинаты.

Проблема в том, что отрасль полностью зависит от конъюнктуры экспортного рынка. Около 90 процентов пантов уходит в страны Юго-Восточной Азии, в основном в Южную Корею и КНР, где их используют в традиционной медицине. Но из-за действовавших в Китае ветеринарных ограничений на ввоз этой продукции из РФ южнокорейские импортеры чувствовали себя монополистами и стали диктовать свои условия.

- Если в 2022 году за килограмм консервированных пантов нам давали в среднем 400 долларов, то в 2023-м корейцы, ссылаясь на перегрев рынка, снизили цену до 280-320, - прокомментировал ситуацию корреспонденту "РГ" председатель Союза мараловодов (оленеводов) Сибири Сергей Огнев. - А в 2024-м вообще уронили ее до 150-170 долларов за килограмм. В этом году тоже заявили, что больше 150 долларов не дадут. Учитывая, что себестоимость пантов достигает 300 долларов, такие цены не покрывают наши расходы. В результате многие хозяйства оказались на грани банкротства. Мараловоды перестали ремонтировать изгороди, обновлять племенное поголовье, покупать необходимые добавки к кормам. Держимся из последних сил.

В июне проблему убыточности отрасли обсуждали на Петербургском экономическом форуме. А уже в сентябре удалось открыть еще один рынок сбыта для российских пантов.

- Мы предупредили корейских партнеров, что намерены активно поставлять свою продукцию в Китай, - отметил Сергей Огнев. - Надеемся, это позволит стабилизировать ситуацию на рынке.

Правда, мараловоды пока не торопятся строить прогнозы по росту экспортных поставок и цен. Как рассказал руководитель одного из крупных мараловодческих хозяйств Республики Алтай Александр Попов, несмотря на ветеринарные запреты, алтайские панты и раньше уходили в Китай через Гонконг и другие обходные пути.

- Не думаю, что сейчас резко вырастет отгрузка в КНР и подскочат цены, - считает он. - Для нас главное, что появилась конкуренция на рынке и корейские скупщики уже не смогут диктовать условия. Хотя в эти страны мы поставляем разные по качеству панты. Корейцы берут крупные, самые качественные, а китайцы предпочитают мелкие, подешевле. Но несколько лет назад у нас уже была ситуация, когда китайцы окольными путями активно вывозили мелкие панты. В результате цена на них выросла, а за ними подорожали и крупные. Так что надежда на это есть.

В этом году, по данным Союза мараловодов, в Республике Алтай срезали 100,8 тонны сырых пантов и из них получили около 38 тонн консервированных. В 2024-м было около 40 тонн. Объемы падают из-за сокращения поголовья маралов и оленей в условиях снижения цен на рынке. "По нашим прогнозам в 2035 году в республике останется около 56 тысяч голов, а в 2022-м было 58 тысяч", - отметил Сергей Огнев.

Прямая зависимость от конъюнктуры экспортного рынка уже не раз негативно сказывалась на развитии этого экзотического направления животноводства. В 2008-2010 годах цены падали до 140-170 долларов за килограмм неокостенелых рогов. Но тогда их себестоимость не была такой высокой, к тому же помогла своевременная господдержка - субсидии на развитие поголовья и племенную работу, программы для начинающих фермеров и семейных ферм.

Сегодня в Республике Алтай при содействии минсельхоза РФ тоже наращивают поддержку отрасли. "Субсидии на 30 миллионов рублей мараловодческие хозяйства уже получили, дополнительно им будет направлено еще десять миллионов. А в 2026-ом финансирование увеличится до 60 миллионов рублей", - пообещал глава региона Андрей Турчак. Но кардинально это ситуацию не изменит, если цены на внешних рынках останутся на прежнем уровне. Помогло бы развитие внутреннего рынка переработки и потребления пантовой продукции. Об этом говорят уже давно, да только воз и ныне там. По официальным данным сегодня перерабатывается всего около 10-13 процентов продуктов мараловодства, но участники рынка говорят, что в производстве биологически активных добавок применяют в основном кровь марала, а пантов очень мало. Например, крупнейший производитель БАДов на Алтае использует всего около 200 килограммов пантов в год при производстве пантокрина, при том, что в Республике Алтай и Алтайском крае ежегодно получают 50-60 тонн консервированных рогов. Еще немного сырых замороженных пантов уходит на приготовление пантовых ванн, но это тоже мизер.

- Проблема в том, что мы не умеем их перерабатывать, готовить из них разные препараты, как это делают китайцы и корейцы, - подчеркнул Сергей Огнев. - Кроме пантокрина и пантогематогена, которые научились изготавливать еще в советское время, больше ничего нет. А самое главное - отсутствует внутренний спрос на эти продукты. И нет культуры потребления пантовой продукции, как в Китае или Южной Корее, где в традиционной медицине на протяжении уже несколько веков используют панты в приготовлении лекарственных средств.

Кстати

В Республике Алтай, по данным правительства региона, сегодня мараловодством занимается 61 хозяйство, общее поголовье составляет 57,3 тысячи - самое большое в стране. На втором месте соседний Алтайский край, где насчитывается около 25 тысяч маралов. В двух алтайских регионах содержится примерно 80 процентов всего российского поголовья этих благородных животных.