Антон Свириденко: Юг России во многом повторяет опыт средиземноморских стран
Использовать опыт Прованса, Валенсии, Андалусии, а также Калифорнии и других прибрежных регионов мира для экономического развития Юга России предложил Институт экономики роста им. П.А. Столыпина. Эксперты провели исследование, которое показало, что регионы южноморья имеют в экономике общие точки опоры, единые направления индустриального и финансового развития. Грамотное использование практик зарубежных прибрежных территорий, по оценке Института Столыпина, поможет Югу России в ближайшие годы превратиться в один из ведущих центров экономического роста в стране и выйти на передовые позиции среди регионов России по темпам экономического роста и уровню доходов населения. О результатах исследования рассказал "РГ" исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина Антон Свириденко.
Наши прибрежные регионы во многом схожи со средиземноморскими
Что собой представляет экономическое процветание средиземноморского, или, как его еще называют, калифорнийского типа? Каковы его главные черты?
Антон Свириденко: В Европе рост средиземноморских регионов начался в 1950-1960-х годах. В его основе - использование конкурентных преимуществ Средиземноморья за счет проактивной, акцентированной политики, встраивание в цепочки соседних регионов, развитие малого и среднего бизнеса, строительство недвижимости для мигрантов из "северных" регионов. Лидирующие средиземноморские регионы континентальной Европы традиционно отставали от "северных" соседей, но в последние десятилетия активно сокращают разрыв. Быстрый рост также характерен для Турции и средиземноморских регионов африканских стран. Катализатором роста средиземноморских регионов Европы являлись масштабные инфраструктурные проекты (включая туризм), обеспечивающие межрегиональную связанность. Их практический инструмент - специальные программы, направленные на диверсификацию, поддержку предпринимательской активности и рост производительности. Особый акцент - на преодоление сезонности и узкой отраслевой направленности за счет диверсификации экономики. Есть и другой пример "южной" экономики - Калифорния, процветание которой построено на свободе предпринимательства, инновациях, экономике знаний. Развитие сопровождалось масштабными инфраструктурными вложениями - хайвеи, порты... Сейчас строится первая в США высокоскоростная железнодорожная магистраль. Кроме того, развивается инфраструктура развлечений - национальные парки, парки развлечений. А самым масштабным драйвером к настоящему времени стала зеленая экономика.
Что роднит экономику Юга России с экономиками Средиземноморья и другими "южными" экономиками мира?
Антон Свириденко: Юг России по направлениям развития и трендам во многом повторяет опыт средиземноморских стран. Здесь также реализовано большое число мегапроектов в туризме, построена новая образовательная и промышленная инфраструктура. Так, за последние 15 лет реконструированы трассы М-4 "Дон", Северный обход Ростова-на-Дону, аэропорты Ростова-на-Дону и Сочи, курортно-спортивные зоны - Олимпийский парк и Сочи-парк. Получили развитие курорт "Архыз", Кавказские Минеральные Воды, "Новая Анапа", кластер "Кавказская Ривьера", туристический кластер "Лотос" (Астраханская область), паломническая инфраструктура в Калмыкии. Как и в Средиземноморье, на Юге России туризм и сельское хозяйство дополняются промышленными проектами (это свойственно для туристических регионов). Для Юга России также характерен рост массового туризма на фоне COVID-19 и после санкций 2022 года. Похожий туристический бум наблюдался в Средиземноморье в 70-80-е годы прошлого века на фоне общего экономического роста. Еще один объединяющий фактор - увеличение роли Юга России как транспортного хаба будущего, связывающего Север и Юг Евразии. Общие точки опоры для нашего Юга и средиземноморских экономик, на мой взгляд, таковы: высокая роль сельского хозяйства, рыболовства, туризма и транспорта из-за климата и близости к морю, выраженная сезонность, высокая предпринимательская активность, разрыв между богатыми туристическими зонами и менее развитыми сельскими регионами, высокий транспортный потенциал, преобладание МСП, особенно семейного бизнеса. В чем мы пока отстаем и от Средиземноморья, и от Калифорнии - развитие инновационного сектора, в том числе инновационного цивилизованного туризма.
Югу требуется комплексная политика развития
Как вы оцениваете экономический потенциал российского Юга? Что показал SWOT-анализ?
Антон Свириденко: Стратегическое положение Юга России, благоприятный климат, уже начатое расширение инфраструктуры открывают дорогу к экономическому расцвету за счет роста цивилизованного туризма, положения стратегического хаба, новых технологий сельского хозяйства, фактора притяжения высококвалифицированной рабочей силы - комфортного климата для жизни. Однако требуется комплексная политика развития. Сейчас регионы Юга России отстают от многих лучших средиземноморских регионов европейских стран. Сильные стороны российского Юга - благоприятные природно-климатические условия, стратегическое географическое положение, развитый агропромышленный комплекс, туристический потенциал, новая инфраструктура федеральных автодорог, портов и аэропортов. Рост на 21% (или 3% в год) экономики Юга России с 2017 по 2023 год указывает на сильный экономический потенциал. Возможности для роста экономики обеспечиваются ростом туристического потока, изменением логистических цепочек в мире, ролью стратегического хаба. Также важны сотрудничество с Глобальным Югом, развитие инновационного сектора и креативных индустрий, участие в международных проектах. Слабые стороны Юга России - неразвитость цивилизованной туристической инфраструктуры, недостаточная диверсификация экономики, высокий уровень износа основных фондов, дефицит квалифицированных кадров. Развитию также мешают коррупция, административные барьеры и недостаточная связанность регионов. Что касается угроз, то в списке наиболее вероятных международная нестабильность, санкции, военные конфликты, климатические изменения. Не лучшим образом на развитии макрорегиона может отразиться конкуренция со стороны других регионов. Другие проблемы - это перенаселение (касается в первую очередь Краснодарского края), дефицит водных ресурсов и экология.
Стратегическое положение Юга России, благоприятный климат открывают дорогу к экономическому расцвету за счет роста цивилизованного туризма
Есть ли что-то, в чем экономика российского Юга опережала бы экономику средиземноморских регионов? И много ли такого, в чем она явно уступает ей?
Антон Свириденко: Полным ходом идет цифровая трансформация Юга России. В этом он по некоторым показателям обгоняет регионы и страны Средиземноморья, что является импульсом для дальнейшего развития. А вот по ППС (паритету покупательной способности) средиземноморские регионы в основном обгоняют Юг России. Производительность труда в показательных средиземноморских регионах тоже выше, чем на Юге России. Плотность автомобильных дорог в регионах Юга России в среднем ниже наиболее развитых средиземноморских регионов.
Ростовская область стала масштабным транзитным узлом
Обратимся к конкретным южным регионам. Возьмем Ростовскую область. Как показало ваше исследование, с 2017 по 2024 год объем инвестиций в основной капитал региона вырос вдвое, объем отгруженных товаров в 2024 году достиг 1,8 трлн руб., объем оказанных населению услуг превысил 80 млрд руб. С чем связан этот устойчивый рост?
Антон Свириденко: В Ростовской области играют роль проекты стратегической связанности. Современная трасса М-4 "Дон" сделала Ростовскую область масштабным транзитным узлом. Область сохраняет позиции и как промышленный центр: ВПК, авиастроение, электроника, сельхозмашиностроение... В условиях инфраструктурной обеспеченности они растут. Один из лучших результатов среди российских южных регионов дала проводимая Ростовской областью сельскохозяйственная политика. Ну а транспортная связанность стимулировала туризм.
У Калмыкии хороший потенциал для роста
Возьмем обратный пример - Калмыкию. По экономическим показателям она сильно отстает от остальных регионов Юга России. Чем объясняется отставание?
Антон Свириденко: Калмыкия формально отстает, тем не менее за счет низкой базы показатели региона демонстрируют сильный рост. Наибольший вклад в экономику региона вносят транспортировка и хранение (17,5%). В Калмыкии действует 7 пар международных маршрутов. Кроме того, республика является связующим звеном между Астраханью и портами Черного и Азовского морей, это сейчас драйвер ее развития. Перспективы имеет нефтегазовая промышленность. Развивается и туризм. А главная причина отставания - изначальное преобладание сельхозсектора. Но сейчас положение меняется, у Калмыкии хороший потенциал для роста.
Юг России в ближайшие 5-10 лет может превратиться в один из ведущих центров экономического роста в стране, выйти на передовые позиции среди регионов
Каков вклад малого и среднего бизнеса в экономику южных российских регионов?
Антон Свириденко: Самая высокая доля МСП в экономике Юга России в 2023 году наблюдалась в Калмыкии (43,6%) и Крыму (34,4%). В Адыгее, Краснодарском и Ставропольском краях доля МСП, наоборот, снизилась. Тем не менее доля МСП в экономике Юга больше, чем в среднем по России. Это роднит нас и со Средиземноморьем, и с Калифорнией.
Туризму обычно отводится роль драйвера в экономике Юга. Справляется ли он с этой ролью? Стоит ли ожидать бурного роста инвестиций в туристическую сферу?
Антон Свириденко: Сфера гостеприимства занимает традиционно совсем малую долю в экономике региона - всего 2%. В целом туризм растет, но нужно наращивать долю цивилизованного высококлассного туризма. В 2023 году, по данным Росстата, доля туристической индустрии в Краснодарском крае и Крыму составила лишь 6% и 5,8% соответственно. В средиземноморской Европе, Турции - 10-12%. Есть много проектов, которые инвесторы готовы предложить, но, к сожалению, процесс согласования может быть очень долгим. И есть случаи, когда выданные разрешения отменяются.
Наибольший вклад в экономику южных регионов вносит торговля
Какие отрасли служат сейчас экономическими драйверами в южных регионах России? Как эти отрасли развиваются?
Антон Свириденко: Наибольший вклад в экономику Юга России вносит торговля. На ее долю приходится 14% ВДС. Следом идут сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность (по 12%). Сельское хозяйство, транспорт и промышленное производство вносят ощутимый вклад в экономику Юга и являются сильным преимуществом регионов. Строительная отрасль пока отстает по ВДС, но может стать новым драйвером роста.
Данные Росстата говорят о том, что рост промышленности в 2024 году на 4,6% в целом по стране отразился на Юге лишь незначительно и составил всего 1,5%. Это потому, что в ЮФО сосредоточено не так много оборонных предприятий или дело не только в них?
Антон Свириденко: Не только. В целом есть регионы, где очень хорошо подошли к развитию промышленной инфраструктуры - индустриальным паркам, специальным мерам поддержки и стимулирования. Туда и пошел инвестор. Юг несколько менее подготовлен. Однако нельзя сказать, что сильно отстает. В прошлые годы рос быстрее.
На совещании с президентом по вопросам развития Юга и Приазовья, которое состоялось в марте 2024 года, говорилось, что дороги в этом регионе - самая большая стройка в стране. Как сейчас обстоит дело с дорогами?
Антон Свириденко: Дороги строятся. Действительно, по федеральным трассам Юг опережает, возможно, всех. Тем не менее до сих пор в качестве проблемы экономики Юга можно выделить недостаток транспортной инфраструктуры для обеспечения турпотока, связи агломераций с прилегающими районами. Плотность автомобильных дорог в регионах Юга России в среднем ниже наиболее развитых средиземноморских регионов. Юг России имеет дальнейший потенциал к развитию дорожной инфраструктуры. Развитию дорожной инфраструктуры Юга России будут способствовать смещение логистических цепочек и усиление турпотока. Большой вопрос - строительство новых внутрирегиональных трасс.
Какие факторы станут определяющими для развития экономики южных регионов в ближайшие год-два?
Антон Свириденко: Драйверами экономики Юга России должны стать производства, обеспечивающие переработку сельскохозяйственного и промышленного сырья, а также транспортно-логистические услуги и сфера туризма. Для ускорения развития необходимо создать определенные условия. Акценты нужно сделать на обеспечении доступности капитала для инвесторов, повышении доступности транспортно-логистических услуг для предприятий, создании межрегионального транспортного каркаса, стимулировании частных инвестиций за счет мер бюджетно-налоговой политики, развитии муниципальной инфраструктуры и, конечно, туризма, перевода его из "дикого" в цивилизованный. В последнем направлении нужен кластерный подход, расширение туристических мощностей формата 4-5 звезд. Юг России в ближайшие 5-10 лет может превратиться в один из ведущих центров экономического роста в стране, выйти на передовые позиции среди регионов России по темпам прироста ВВП и уровню доходов населения.
Визитная карточка

Антон Свириденко - исполнительный директор Института экономики роста им. П.А. Столыпина. Родился в 1978 году. В 2001 году окончил экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, в 2004-м - аспирантуру Института Латинской Америки РАН. С 2001 по 2009 год занимал руководящие должности в международных консалтинговых компаниях в сфере управленческого, стратегического и внешнеторгового консалтинга, управления бизнес-процессами. В 2009-2013 годах работал в Министерстве экономического развития России. С 2013 по 2021 год был советником уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей. Выступал экспертом Совета Европы в сфере делового климата и противодействия коррупции. Сегодня входит в состав нескольких рабочих групп федеральных органов исполнительной власти и Госдумы по совершенствованию законодательства в сфере предпринимательства.