Сибирские регионы расширяют географию поставок кедрового ореха
В Сибири начался сезон сбора кедрового ореха - одного из самых популярных дикоросов, на котором зарабатывают многие жители таежных районов. Корреспонденты "РГ" выяснили, на какой урожай можно рассчитывать в этом году и куда можно сбыть востребованный товар.
Экспорт без санкций
В Кузбассе сбор кедрового ореха в этом году разрешен с середины августа - к этому времени созревшие шишки сами начинают падать под ноги сборщикам. Тех же, кто сбивает их с деревьев, в том числе, отправляясь на "охоту" раньше срока, наказывают рублем. В областном департаменте лесного комплекса уточнили, что штрафы для граждан - от 500 до 1000 рублей, а для юрлиц - от 10 тысяч до 30 тысяч. Поскольку для физлиц штрафы символические, и к тому же предприниматели, заготавливающие орех на продажу, обязаны арендовать лесной участок и подготовить проект освоения лесов, недобросовестный бизнес привлекает к "шишкобою" местных жителей.
Кедры, ослабленные хищническим отношением, перестают плодоносить, страдают от болезней и насекомых-вредителей. Один из самых агрессивных - завезенный в Сибирь из Европы союзный (многоходный) короед: у этого жука нет естественных врагов в местной природной среде, и ученые способов борьбы с ним пока не нашли. Потому пораженное дерево, как правило, гибнет буквально за сезон.
- Для увеличения площади кедровых лесов в Кузбассе первыми в стране начали выращивать сеянцы в питомниках, - сообщил глава профильного департамента Евгений Бойко. - И сейчас площади сибирского кедра у нас превышают 80 тысяч гектаров. Кроме того, мы первыми запретили вырубки кедра в насаждениях, где его доля составляет тридцать и более процентов.
Итак, каждый желающий может собирать дикоросы для собственных нужд, не возводя в лесу навесов, сушилок и складов. Кедровую шишку и орехи у населения раньше тоннами принимали заготконторы потребкооперации.
- Очищенный орех мы фасовали для розничной продажи, а также поставляли его в основном на кондитерские производства. Теперь же балансируем на грани рентабельности. Возможности сбыта у нас сильно ограничены. Есть, конечно, свои точки на крупных рынках, но конкурировать становится все сложнее. Частники предпочитают продавать орехи без посредников, причем дороже, чем мы можем им заплатить, - говорит председатель Совета Кемеровского облпотребсоюза Абуязит Сигаури.
Свежий кедровый орех из далекой тайги, провеянный и просушенный, в Интернете предлагают по три тысячи рублей за десятилитровое ведро. Промытый - по четыре тысячи. В Кемерове литр орешков в скорлупе стоит от 300 до 600 рублей, а чистые ядра - две с лишним тысячи за килограмм.
По словам Абуязита Сигаури, многие заготовители, сотрудничавшие раньше с системой потребкооперации, открыли свой бизнес. Так, например, в Таштаголе семья предпринимателей держит пару магазинов, где на прилавках и чай из таежных трав, и папоротник, и лесная ягода. Последнюю, кстати, система потребкооперации тоже принимает и перерабатывает, хоть оборудование в цехах давно устарело. Продукция пользуется спросом на ярмарках и в торговых сетях. А еще варенье из сосновой шишки кооператоры недавно презентовали в Беларуси. Очень понравилось.
Тем временем объемы поставок дикоросов из Кузбасса за границу растут год от года. Эти товары не попали под западные санкции, и крупнейший в регионе экспортер кедрового ореха - кемеровская компания - не только сохранила, но расширила рынки сбыта. К странам Европы добавились страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. В том числе, КНР, Турция и Объединенные Арабские Эмираты. С выходом на международные рынки, а также сертификацией продукции и возмещением транспортных расходов неоднократному участнику и победителю конкурса "Экспортер года" помогает кузбасский Центр поддержки экспорта.
С Китаем и Казахстаном пытается работать и крупный сельскохозяйственный потребительский кооператив. Здесь не только возделывают агрокультуры, но собирают и перерабатывают дары сибирской тайги, здесь выпускают натуральные, экологически чистые продукты. В том числе, сосновое варенье, Иван-чай, мармелад и цукаты.
Предприятие пошло в гору, получив в 2020 году грант на покупку технологического оборудования. И еще один грант - 32,5 миллиона рублей по программе "Государственная поддержка агропромышленного комплекса Кузбасса" - компания выиграла совсем недавно. Средства также потратят на развитие производства.
Работа для дронов
Сезон сбора кедровых орехов стартовал в Томской области 15 августа. А накануне в регионе задержали 85 человек - за незаконную заготовку шишки.
Местные жители возмутились, что на протяжении длительного времени группа приезжих мигрантов систематически "бьет шишку" на территории Магадаевского кедровника. При этом сборщики уничтожают многовековые деревья. В ситуацию вмешался глава СКР Александр Бастрыкин. В томской тайге начались рейды. У браконьеров изымают мешки с дикоросами, составляют протоколы, выписывают штрафы.
Конкуренция на рынке заготовки дикоросов достаточно высока. "Шишкованием" промышляют многие томичи. А в сезон в тайгу на охоту за шишкой приезжают сотни мигрантов.
Сибирский кедр - главное богатство и бренд Томской области. Еще два века назад Томск был основным рынком сбыта ореха и необмолоченной шишки в России и не намерен сдавать позиции. Производственные мощности местных предприятий по переработке кедрового ореха составляют более семи тысяч тонн в год. Заготовку дикоросов осуществляет несколько десятков компаний, закупая их у населения.
Из ореха в Томске производят масло, молочко, конфеты, муку и даже кедровый кофе.
По данным администрации Томской области, сегодня местные предприятия поставляют экологически чистый кедровый орех в 27 стран мира. За два месяца 2025 года под контролем Россельхознадзора из региона было экспортировано 173 тонны кедровых орехов - это в 7,5 раза больше, чем за аналогичный прошлогодний период.
Основная часть кедрового ореха поступает в Китай. В Поднебесную было отгружено более 60 процентов заготовленного объема - свыше 105 тонн. Это в пять раз больше, чем за весь прошлый год. 42 тонны отправлено в Казахстан. В два раза увеличились поставки в Беларусь. 18 тонн отборного ореха из Сибири впервые получила Чехия. Томский орех закупают Объединенные Арабские Эмираты, Армения, Испания, Турция и другие страны.
Местные ученые планируют внедрять высокотехнологичные разработки в сферу сбора и переработки дикоросов. В Томском государственном университете разрабатывают беспилотник для сбора кедровых орехов. Инженеры создают дрон, который сможет точечно сбивать орехи струей воздуха. Главный плюс технологии - отсутствие вреда для природы и самого дерева. Она позволит увеличить количество собранной шишки на 40 процентов.
Также предлагается организовать быстрый и удобный сбор шишки с земли и ее транспортировку при помощи мобильных конструкций - экзоскелетов.
Погода подвела
Республика Алтай традиционно входит в пятерку регионов-лидеров в стране по сбору и экспорту кедрового ореха. Предыдущие два года в республике собирали хорошие урожаи этого дикороса (около трех тысяч тонн за сезон) и львиную долю отправляли на экспорт. В 2025-м из-за погодных аномалий кедровых шишек почти нет. Из шести самых "ореховых" районов, небольшой урожай, по оценке специалистов, ожидается только в двух - Турочакском и Чойском.
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Алтай установило даты сбора кедрового ореха с 15 августа в Турочакском районе и с 1 сентября - во всех остальных. Но специалисты говорят, что в этом сезоне даже не стоит выходить в лес.
"У нас в Онгудайском районе, а также в Усть-Канском, Усть-Коксинском и Кош-Агачском шишки вы не найдете", - сообщили представители одной из компаний по приему и переработке кедрового ореха. - "Есть немного в Турочаке и Чое, но какого качества - пока неизвестно. Причина неурожая - заморозки в конце мая. В это время шишка уже пошла в рост, а ее прибило морозом, в результате вся завязь опала".
Для многих жителей горных сел сбор кедрового ореха - это очень хороший заработок. Как рассказал корреспонденту "РГ" сборщик Тимур из Усть-Коксинского района, когда большой урожай, даже один человек может заработать за месяц 200-300 тысяч рублей и больше. А жители алтайских сел обычно идут собирать кедровый орех целыми семьями и на деньги, заработанные за короткий "ореховый" сезон, порой живут весь следующий год.
- В среднем цена за мешок шишки в последние годы была около двух тысяч рублей, в прошлом году в конце сезона доходила до 3,5 тысячи, - говорит Тимур. - Вот и считайте. За день даже неопытный сборщик, не особо стараясь, может собрать минимум пять-шесть мешков - это 12-18 тысяч рублей. А мы ходим на шишку каждый год и, конечно, собираем больше.
- В начале 2000-х две-три семьи родственников, объединившись, могли за сезон заработать на квартиру или машину, - вспоминает сборщик из Усть-Канского района Игорь. - Сейчас, конечно, уже такого нет, потому что недвижимость и автомобиль стоят очень дорого. Но для многих жителей особенно отдаленных сел, где практически нет работы, сбор кедровых орехов и других дикоросов зачастую - основной вид заработка. Поэтому нынешний неурожай больно ударит по карманам селян. Думаю, что и жители Турочакского и Чойского района в этом году не особо заработают на кедровом орехе, поскольку его там немного. Чойские сборщики набрали на пробу полмешка шишек, а все орехи в них пустые - без ядра. Так что можно потратить силы и средства и не заработать ни копейки.
Неурожай ударит и по переработчикам. Предприниматели и компании, которые принимают шишки сибирского кедра у населения, шелушат их, производят очищенное зерно и давят масло, могут остаться без работы из-за дефицита сырья. Экспорт кедрового ореха из республики в этом году, видимо, тоже серьезно сократится. Основному импортеру - Китаю - придется закупать его в других регионах России.
По данным минприроды Республики Алтай, в августе, сентябре и октябре жители региона могут собирать и другие дары леса, прежде всего, ягоды - бруснику, чернику, кислицу, клюкву. А по словам опытных сборщиков, в августе и начале сентября еще можно найти некоторые лекарственные травы - например, иван-чай. .
Между тем
Согласно закону, в сезон один человек самостоятельно может за один день заготовить до 100 килограммов одного вида ресурсов. Однако если "урожай" окажется больше, сборщика могут заподозрить в незаконной предпринимательской деятельности. Поэтому занимающиеся заготовкой дикоросов начали массово регистрироваться в качестве самозанятых.