Глава Якутии предложил создать региональный сегмент системы северного завоза

ФГИС предусмотрена федеральным законом о северном завозе, вступившим в силу с 1 апреля 2024 года. Координацию процесса осуществляет Минвостокразвития. Система направлена на обеспечение бесперебойных поставок топлива, продуктов питания, стройматериалов и других жизненно необходимых грузов на Крайний Север.

По словам А. Николаева, в 2025 году Якутии необходимо завезти около 1,8 млн тонн грузов, что потребует мобилизации 73 млрд рублей. При этом господдержка в размере 21,2 млрд рублей в виде кредитов, гарантий и субсидий недостаточна, региону требуется дополнительно около 13,8 млрд рублей. Основная сложность связана с высокими ставками кредитования: предприятия вынуждены оформлять кредиты под 24–26% годовых для поставок топлива и товаров первой необходимости, что напрямую отражается на тарифах и стоимости жизни в Арктике. В частности, в Диксоне цена за киловатт-час уже достигла 112 рублей, в Тикси – более 50 рублей.

А. Николаев предложил продлить срок казначейских кредитов на северный завоз до трех лет, подчеркнув, что особенно для отдаленных районов это критически важно: топливо, завезенное сегодня, будет использоваться только через несколько лет.

Глава республики также обозначил необходимость развития глубоководного порта Найба в Булунском районе. По его словам, между Сабеттой и Певеком отсутствуют крупные порты, и создание такой инфраструктуры в Якутии позволит эффективнее задействовать Северный морской путь. Кроме того, А. Николаев выступил за субсидирование перевозок по внутренним водным путям, на которые приходится основная часть северного завоза – порядка 1,7 млн тонн грузов из 1,8 млн.