Для защиты сельхозземель необходимо в три раза больше лесополос
В рубрике «Колонка эксперта» - академик РАН, главный научный сотрудник ФНЦ агроэкологии РАН Константин Кулик
- На сегодняшний момент в России осталось примерно 2,5 миллиона гектаров защитных лесных насаждений, включая государственные защитные лесные полосы, созданные ещё при реализации сталинского плана преобразования природы в 1949-1953 годах. Это очень низкий показатель, потому что для целостного обустройства сельскохозяйственных земель различными видами насаждений, которые предотвращают почву от водной и ветровой эрозии и повышают урожайность, необходимо иметь чуть более семи миллионов гектаров, то есть примерно в три раза больше от сегодняшнего уровня.
Почему не удаётся сохранить посадки советского времени? Это связано и с изменением политического строя в стране, и с общим подходом, который существовал на протяжении всего советского периода, когда к защитным лесным насаждениям относились по принципу: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». За 70 лет в СССР было принято около 25 постановлений по различным видам мелиорации и защитному лесоразведению, но ни одно не выполнялось до конца.
Самое крупное постановление было принято в 1948 году по инициативе Сталина, когда страна была разрушена после войны и переживала голод. Тогда посадили около полутора миллионов гектаров лесных полос и создали несколько крупных государственных защитных лесных полос. Однако последующие инициативы принимались, как правило, после прошедших засух и постепенно затухали после прохождения неблагоприятных периодов.
Сейчас ситуация двоякая. Фактически ни Минсельхоз, ни Минприроды за лесные насаждения на сельскохозяйственных угодьях не отвечают. Раньше в Минсельхозе был специальный департамент, который занимался лесными насаждениями на сельскохозяйственных землях. Сейчас этого нет. Поправками к закону о мелиорации защитным лесным полосам удалось присвоить статус мелиоративных насаждений. Похоже, они наконец обретают «хозяина» в лице регионов. Но это процесс длительный. Формально ими должны заниматься мелиоводхозы, которые есть в каждом регионе. Но на практике многие полосы пока остаются бесхозными.
Кроме того, у регионов ресурсов на инвентаризацию и оценку состояния насаждений, как правило, нет. В ряде субъектов РФ, которые страдают от опустынивания (например, Астраханская область, Калмыкия, Дагестан), практически отсутствуют нормальные питомники посадочного материала, нет кадров, техники. Всё, что было создано в советское время, разрушено.
В 1995 году по заданию Минсельхоза мы разработали федеральную программу развития защитного лесоразведения в РФ до 2015 года, но она так и не была реализована. Нашим центром была разработана стратегия развития защитного лесоразведения РФ до 2020 года, но дальше обсуждений в Минсельхозе и Рослесхозе дело не пошло. Сейчас эта стратегия переработана до 2035 года, но практического внедрения нет, поскольку требуются значительные капитальные вложения и решение многих вопросов, включая создание специализированных государственных предприятий по ее реализации и подготовку кадров.
Наиболее остро проблема стоит в южных регионах: Калмыкия, Астраханская область, Дагестан. Несколько лучше ситуация в Ростовской области, Краснодарском крае, Татарстане и Волгоградской области. Радует, что сейчас фермеры начали активнее создавать лесные полосы, так как Минсельхоз предоставляет государственные субсидии на их создание до 95 процентов. Но в целом на юге РФ, да и в степной зоне Сибири, ситуация усугубляется часто повторяющимися засухами и опустыниванием, что требует срочных действий по реализации имеющихся проектов.
Наука своё слово сказала, у страны есть все необходимые документы и рекомендации. Однако производственная часть, прямо скажем, сегодня отстаёт. Требуется федеральная программа развития защитного лесоразведения с государственным финансированием, поскольку лесомелиоративные насаждения — это забота государства о сохранении почвы, которая является народным достоянием.