В Новосибирской области создают условия для развития экспорта
Новосибирская область готова шире использовать возможности транспортно-логистического хаба с упором на контейнерные перевозки грузов. Эти намерения власти подтвердили на недавно состоявшихся встречах с представителями бизнеса и зарубежными партнерами.
В январе-июне 2025 года с железнодорожных станций Новосибирской области отправлено 11,7 миллиона тонн груза - это на шестнадцать процентов больше, чем годом ранее. При этом перевозки контейнеров на Западно-Сибирской железной дороге (ЗСЖД, филиал ОАО "РЖД") за шесть месяцев выросли на 2,2 процента к аналогичному периоду 2024 года. Всего было перевезено 212 тысяч груженых и порожних контейнеров ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент, размер стандартного грузового контейнера длиной 6,1 метра) и почти 2,9 миллиона тонн грузов (рост к первому полугодию 2024-го составил 1,7 процента), сообщили в службе корпоративных коммуникаций ЗСЖД.
В Новосибирской области уже несколько лет растут темпы контейнеризации грузов. С 2018 года доля таких грузоперевозок выросла с 4,2 до 9,7 процента. К 2029 году ее планируется довести до 15,7 процента. Как отметил президент Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири (СТЭЛС) Сергей Максимов, самым востребованным направлением стало восточное - туда отправлено 6,6 миллиона тонн, что в 2,4 раза больше, чем в первом полугодии 2024-го.
На рабочей встрече с представителями транспортно-логистического бизнес-сообщества и агротрейдерами губернатор Новосибирской области Андрей Травников подчеркнул, что особое внимание уделяется "вывозу сельхозпродукции, в том числе на приоритетные для нашего региона рынки Центральной Азии и Китая".
- С 2016 года Новосибирская область демонстрирует уверенный рост в сегменте зерновых перевозок, - напомнил Сергей Максимов.
В 2024 году в регионе поставлен рекорд по отгрузке зерна - 1,9 миллиона тонн. За шесть месяцев 2025-го уже отправлено 1,2 миллиона тонн (в полтора раза больше, чем годом ранее). При этом с 2019-го по 2024 год доля отправления зерновых грузов в контейнерах увеличилась с двух до 31 процента. По сообщению пресс-службы областного правительства, в текущем году 38 процентов зерна отгружают в контейнерах.
Представители СТЭЛС считают, что для дальнейшего развития контейнерных перевозок необходимо расширять номенклатуру перевозимых грузов, наладить обмен информацией между грузовладельцами и грузоперевозчиками, чтобы знать потребности в данных перевозках, а также работать над новыми перспективными маршрутами. В их числе может быть свободная экономическая зона "Айритом" в городе Термез Сурхандарьинской области Республики Узбекистан, с которой у Новосибирской области заключен меморандум о взаимопонимании. В случае рентабельности возможна доставка плодовоовощной продукции из Сурхандарьинской области в Новосибирск в контейнерах по железной дороге.
В июле 2025 года делегация Новосибирской области под руководством губернатора посетила китайскую провинцию Шаньдун, где ознакомилась с работой одного из крупнейших контейнерных портов мира - Циндао. В прошлом году его контейнерооборот превысил пятнадцать миллионов ДФЭ. Благодаря автоматизации и оптимизации процессов Циндао - один из лидеров по скорости обработки контейнеров.
- Известно, что в Шаньдуне производится сельхозтехника и много другого промышленного оборудования, поэтому мы проявили особый интерес к сотрудничеству с этой провинцией. Сельхозпроизводители Новосибирской области активно при-обретают новую технику. Поэтому встречные поставки сельхозпродукции и техники, конечно, оптимальны, - поделился итогами встречи губернатор Андрей Травников.
Другая поездка делегации Новосибирской области в один из крупнейших городов Китая - Тяньцзинь - также имела цель знакомства с опытом развития логистики. Тяньцзинь наряду с Пекином, Шанхаем и Чунцином играет важную роль в экономике КНР благодаря выгодному географическому положению, промышленному и логистическому потенциалу, а также транспортному узлу. И в этом есть сходство с Новосибирской областью, где выстроены устойчивые маршруты по направлению к дальневосточным портам России и далее, в Китай и страны АТР.
В регионе также активно развиваются промышленно-логистические парки. Сейчас в крупнейшем в Сибири Промышленно-логистическом парке, расположенном вблизи Новосибирска и международного аэропорта Толмачево, свои инвестпроекты реализуют 42 компании-резидента. Рядом с ПЛП создана особая экономическая зона, в которой преимущества отданы предприятиям, ориентированным на экспорт продукции - в первую очередь, в страны Юго-Восточной Азии.
Рядом с аэропортом с прошлого года строят частный российско-китайский индустриально-промышленный парк "Такот Толмачево" - под этот проект планируется привлечь 120 миллиардов рублей инвестиций. Как сообщил министр экономического развития Новосибирской области Лев Решетников, основной акцент в развитии парка будет сделан на локализацию китайских предприятий с различными видами производств.
Напомним: товарооборот с КНР в общем объеме международных поставок Новосибирской области (как экспортных, так и импортных) занимает первое место.
В конце 2025 года ожидается запуск нового контейнерного терминала "Восточные ворота" - к 2027-му он сможет ежегодно обрабатывать до 150 тысяч ДФЭ. Как сообщили в минэкономразвития региона, комплекс будет полностью интегрирован с федеральной транспортной системой - в полутора километрах от него проходит Северный автомобильный обход Новосибирска, рядом находится железнодорожная станция Иня-Восточная.
Кроме того, в области реализуются другие масштабные логистические проекты, среди которых: транспортно-логистический центр "Сибирский" (где ядром выступает современный контейнерный терминал с развитой железнодорожной инфраструктурой), терминально-логистический центр "Евросиб", складской холодильный комплекс "КРЭС" (накопительный и распределительный центр, рассчитанный на хранение до пятидесяти тысяч тонн продуктов).
Такие площадки востребованы бизнесом, и сегодня в регионе работает восемь частных промышленно-логистических и индустриальных парков. В Новосибирской области расположено более восьмидесяти процентов общего объема складов класса "А" и "Б" в Западной Сибири. .
Прямая речь
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:
В силу географического положения Новосибирская область для всей России выступает своего рода воротами между Европой и Азией, объединяя транспортные коридоры не только с Востока на Запад, но и с Севера на Юг. Предприятия региона развивают экономические отношения со 130 странами мира. И, в первую очередь, с Китайской Народной Республикой - основным стратегическим партнером Новосибирской области.