Эксперт Родионов: Санкции США активизируют теневые поставки российской нефти
США введут санкции против ключевых импортеров нефти из РФ - Китая, Индии и Бразилии, заявил постпред США при НАТО Мэтью Уитэкер. Его слова фактически являются продолжениями словесных интервенций президента США Дональда Трампа, который пообещал ввести пошлины 100% против импортеров нашего энергетического сырья.
Если разбирать эти угрозы по пунктам, то первый вопрос, какие рестрикции могут ввести США против третьих стран - наших торговых партнеров? Блокировки банковских счетов, черные списки для компаний, санкции против судов, перевозящих нашу нефть, - все это уже применялось и показало слабую эффективность даже на краткосрочный период. Работало только в моменте. Остаются пошлины на товары из этих стран, ввезенные в США. Для китайских, индийских, бразильских товаров США - один из крупнейших рынков сбыта. Пошлины 100%, то есть товары подорожают вдвое, закроют американский рынок для них.
Угроза серьезная, но реализовать ее Вашингтону будет очень сложно с Индией и почти невозможно с Китаем. С Бразилией она никакой силы не имеет, поскольку США уже ввели пошлины против товаров из этой страны в 50%. Увеличение их до 100 или 150% картину не изменит. Кроме того, Бразилия по сравнению с Китаем и Индией не так много покупает нашей нефти, в основном импортируя нефтепродукты, а про них пока речи не было, хотя, возможно, их просто не упоминали. Бразилия сама нефтедобывающая страна, и сильно зависима от США, как покупателя ее нефти. Вполне можно допустить, что Рио де Жанейро придется договариваться с Вашингтоном.
Перейдем к Индии - самой быстрорастущей экономике в мире. Страна всегда находилась в сфере самых близких интересов США и Великобритании. Более того, еще недавно США лелеяли планы противопоставить Индию экономическому чуду Китая, обильно инвестируя в ее экономику. Но сейчас получается, что Вашингтон предлагает Нью-Дели искусственно снизить темпы развития, отказавшись от российской дешевой нефти, или угрожает закрыть американский рынок для индийских товаров. Причем сам отказ Индии от импорта российской нефти и покупка ее, к примеру, на Ближнем Востоке, сильно подбросит котировки барреля, что совсем не выгодно индийцам, делающим ставки на дешевые энергоресурсы, то есть опять же затормозит развитие страны.
Кроме того, Индия независимая страна и язык ультиматумов плохо подходит для дипломатии, почему на угрозы Вашингтона уже последовал достаточно жесткий ответ Нью-Дели. Впрочем, это все политическая риторика, в результате странам придется договариваться. И здесь возможны как уступки с американской стороны, так и шаги навстречу со стороны индийцев.
С Китаем у США и вовсе незадача. Да, США огромный рынок сбыта для китайских товаров (в 2024 году на более чем полтриллиона долларов), но Поднебесная импортирует в Америку не сырье, а готовую продукцию и комплектующие (высоких переделов). Без них в США может начаться дефицит всего и сильная инфляция. Кроме того, Пекин еще меньше Нью-Дели терпит язык ультиматумов и имеет все ресурсы, чтобы отреагировать на них предельно жестко.
Как замечает портфельный управляющий УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Скрябин, страны уже дали официальный комментарий на эту тему, что собственные экономические интересы превыше ультиматумов.
Но есть еще макроэкономика. Возможен ли отказ от российской нефти? Скрябин поясняет, что если убрать с мирового рынка 4 млн баррелей в сутки российской нефти (гипотетически), их придется чем-то заместить, иначе стоимость барреля может подняться сильно выше 100 долларов, что уже не очень хорошо для тех же США.
В свою очередь для Индии, КНР покупка относительно дешевой российской нефти (в отличие от Саудовской, например), позволяет получать экономическую выгоду. К тому же, резко перестроить нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) на другой сорт нефти может быть дорого и затратно по времени. В моменты, когда в мире много других геополитических рисков, влияющих на стоимость нефти (на Ближнем Востоке, например), любая такая ручная разбалансировка цепочек поставок в виде рестрикций может привести к существенному росту цен на нефть, подчеркивает эксперт.
Предположим, что США продолжат настаивать на своем, требуют отказаться от российской нефти и вводят обещанные тарифы, какие будут последствия? Эксперт по энергетике Кирилл Родионов считает, что в этом случае заработают механизмы теневых поставок российской нефти. Практика последних лет подтверждает это на примере экспорта иранской нефти в Китай транзитом через Малайзию, а также российских нефтепродуктов в ЕС через Турцию.
Родионов приводит данные Vortexa, на которые ссылается Управление энергетической информации США (EIA). Экспорт нефти из Ирана увеличился с 370 тыс. баррелей в сутки в 2020 году до 1,48 млн баррелей в сутки в 2024 году, из них 1,44 млн приходилось на поставки в Китай.
Еще более показательным является пример Турции, которая реэкспортирует российские нефтепродукты на европейский рынок, на что также косвенно указывает таможенная статистика, продолжает Родионов. Импорт нефтепродуктов из России в Турцию увеличился с 6,6 млн тонн в 2021 году до 16,1 млн тонн в 2024 году, а общий экспорт нефтепродуктов - с 11 млн тонн до 22,2 млн тонн в год, из которых 11,4 млн тонн в 2024 году приходилось на страны ЕС. Поэтому, несмотря на риски временного сокращения поставок, морской экспорт нефти из России может восстановиться в сравнительно короткие сроки.
При этом эксперт отмечает, что новые ограничения все равно приведут к потерям для отрасли, в том числе из-за временного увеличения дисконта на сорта нашей нефти к эталонному североморскому сорту Brent и необходимости использовать транзитные механизмы, бенефициарами которых станут компании из третьих стран. Кроме того, запретительные таможенные пошлины могут сыграть на руку поставщикам нефти из Ближнего Востока, которые смогут увеличить загрузку добывающих мощностей и при этом минимизировать риск дестабилизации рынка на фоне заметного роста предложения.
В отношении последнего глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов указывает, что для России сделка ОПЕК+ становится очень важной. Западная деловая пресса уже полна рассуждений на тему, как скоро Индия дрогнет или как она уже перестала закупать российскую нефть. Все это пока байки, разовые события, которые выдаются за тренд. Уже прокачивается тема, что Индия отказывается от нефти из России, начинает закупаться сырьем на Ближнем Востоке. Профицит мощностей есть в первую очередь у Саудовской Аравии. Но нарастить добычу ближневосточные страны могут, только нарушив договоренности ОПЕК+. Заменить Россию на рынке нефти в Индии без развала сделки ОПЕК+ не получится. Поэтому сохранение этого формата очень важно для нас, считает Симонов.