Драгоценное топливо: как налоговая политика делает ресурсы недоступными?

Одна из причин этого – сложная налоговая нагрузка и экономические механизмы. В комментарии RuNews24.ru Юлия Шайхразеева, эксперт в области экономики и преподаватель РЭУ им. Плеханова, подробно рассказала о ситуации.

Драгоценное топливо: как налоговая политика делает ресурсы недоступными?
© runews24.ru

«На первый взгляд, кажется логичным, что в нефтяной державе бензин должен быть дешевле», – пояснила эксперт.

Однако факты говорят об обратном. Более 60% от цены каждого литра топлива составляют налоги: акцизы, НДС и демпферные выплаты. Это часть сознательной политики государства, позволяющая пополнять бюджет за счет внутренних потребителей — прежде всего автомобилистов и транспортных компаний.

«С 2019 года в России действует механизм демпфера», — пояснила она.

Это значит, что государство компенсирует нефтяным компаниям разницу между высокими экспортными ценами и более низкими внутренними. В условиях ослабления рубля и высоких мировых цен на нефть это привело к дополнительному росту внутренних цен.

Бензин — это продукт глубокой переработки нефти, и, как подчеркивает Юлия, его себестоимость возросла. Основные факторы — устаревание мощностей, дефицит импортных компонентов и санкции, ограничившие доступ к современному оборудованию и технологиям.

«Западные санкции 2022-2024 годов ударили по российским НПЗ, что сделало процесс производства более затратным», — отмечает Шайхразеева.

Цены на бензин оказывают масштабное воздействие на все сферы экономики:

- Логистика и грузоперевозки: Топливо составляет до 40% в себестоимости доставки. Повышение цен ведёт к росту тарифов, особенно в регионах с ограниченными альтернативами.

- Сельское хозяйство: По данным аграриев, в весенний период 2024 года затраты на топливо выросли на 15-20% по сравнению с предыдущим годом.

- Промышленность: Увеличение транспортных расходов влияет на всю цепочку поставок, снижая конкурентоспособность российской продукции. 

«Рост цен на бензин — это классический инфляционный мультипликатор», — говорит эксперт.

Это означает, что увеличение стоимости топлива не только поднимает цены на продукты и стройматериалы, но и усугубляет ситуацию в регионах с трудной логистикой. В 2023 году вклад цен на топливо в общую инфляцию составил около 0,7 процентного пункта, и, как отмечает эксперт, этот эффект может возрасти в 2024-2025 годах.

Что касается будущего, краткосрочные изменения маловероятны.

«Снижение налогов или акцизов не представляется осуществимым. Бюджет нуждается в стабильных источниках доходов».

Укрепление рубля могло бы снизить импортные издержки, но устойчивого тренда на укрепление пока не наблюдается.

«Технологический прорыв в нефтепереработке, изменение принципов демпфирующего механизма или снятие санкций — вот те факторы, которые могут изменить структуру цен», — подводит итог эксперт.

Таким образом, перед Россией стоит непростая задача: быть в числе лидеров по добыче нефти и одновременно повышать доступность бензина для своих граждан.