Экономисты призвали центробанки учитывать не только инфляцию, но и сами цены
Экономисты MIT и Всемирного банка призвали центробанки обращать больше внимания на уровень цен — если он повышенный, то это может «разъякорить» инфляционные ожидания даже после замедления его роста. Такой вывод в своей колонке на портале VoxEU Центра исследований экономической политики (CEPR) сделали профессор MIT Кристин Форбс, директор группы перспектив Всемирного банка Айхан Косе и старший экономист организации Джонгрим Ха из анализа последствий резкого роста инфляции в 2021-2022 годах в развитых странах.
«Большинство людей оценивает ситуацию не с точки зрения темпов инфляции, а с точки зрения того, сколько стоят сегодня продукты, аренда жилья и бензин по сравнению с тем, сколько они стоили несколько лет назад», — пишут экономисты. Резко выросшие цены, даже если их дальнейшее увеличение было замедлено, продолжают вызывать у общества недовольство состоянием экономики. Это может «снять инфляционные ожидания с якоря» — граждане будут больше сомневаться, способен ли центробанк привести инфляцию к цели. После такого изменения в поведении в будущем эффект от инфляционных шоков будет сильнее, а влияние денежно-кредитной политики — слабее.
Именно высокий уровень цен стал платой развитых стран за внешне «безболезненную» стабилизацию инфляции. «Когда в 2021–2022 годах инфляция в развитых странах резко выросла, достигнув пиков, невиданных в течение четырех десятилетий, преобладало мнение, что платой за возвращение инфляции к целевому уровню станут глубокая рецессия и существенные потери рабочих мест», — вспоминают авторы колонки. Однако этого удалось избежать. Популярный показатель, «коэффициент жертв», отражающий совокупные потери ВВП на каждый процентный пункт замедления инфляции, оказался рекордно низким. В США он упал почти до нуля. В целом, развитые экономики медианно потеряли всего 0,4% ВВП при снижении инфляции более чем на 8 п.п.
Как утверждают экономисты, такой успех стал результатом стратегии центробанков «поздний старт, затем спринт». После пандемии центробанки сначала «необычайно» медлили с повышением ставок, однако затем осознали «отставание от графика» и увеличивали их очень резко. Именно это, согласно анализу экспертов, позволило, с одной стороны, избежать больших потерь для производства и занятости, а с другой привело к высокому уровню цен. «Отсроченное повышение ставок позволило инфляции вырасти значительно сильнее и ускоряться в течение более продолжительного времени, чем было бы в противном случае», — пишут исследователи.
При этом важную роль в успехе подхода «поздний старт, затем спринт» сыграли именно заякоренные инфляционные ожидания в развитых странах — без этого издержки были бы выше. Но эта же стратегия их и разъякоривает. Сейчас во многих развитых странах они выше, а иногда и значительно выше цели в 2%, несмотря на фактическое замедление инфляции. «Центральным банкам, возможно, придется восстанавливать и укреплять доверие к себе в будущем – особенно если инфляция будет оставаться выше целевого показателя спустя пять лет после пандемии (что ожидается в таких странах, как США и Великобритания)», — описывают последствия авторы колонки.
Этот опыт должен изменить подход регуляторов к денежно-кредитной политике, надеются экономисты.
«В идеале обсуждение надлежащей стратегии денежно-кредитной политики должно выйти за рамки традиционного фокуса на том, какую часть выпуска придется потерять, чтобы вернуть инфляцию к цели, и учитывать также продолжительность корректировки и совокупное воздействие стратегии на уровень цен», — подытожили они.