Торговая война Китая и США может помочь ЕЦБ в борьбе с инфляцией

Обострение торговых конфликтов между Китаем и США может неожиданно сыграть на руку Европейскому центральному банку в его борьбе с инфляцией. Как пишут экономисты ЕЦБ в блоге на сайте регулятора, если китайские производители начнут активнее перенаправлять поставки с американского рынка в сторону Европы, это усилит конкуренцию среди поставщиков и приведет к снижению цен на импортные товары. По их оценкам, в 2026 году такой сценарий может снизить общий уровень инфляции в еврозоне на 0,15 процентного пункта (п.п.). Эффект может сохраняться и в 2027 году, хотя и в меньших масштабах.

Основная логика ЕЦБ строится на том, что новые американские тарифы — в 2025 году их эффективный уровень по отношению к китайским товарам достигал 135% — делают поставки в США невыгодными для китайских компаний. Подобная ситуация уже наблюдалась в 2018 году, когда из-за первой волны торговой войны поставки из Китая в США резко упали, а европейский импорт из КНР вырос на 2–3%. В этот раз, как считают экономисты, эффект может быть гораздо более заметным: в зависимости от сценария, китайский импорт в еврозону может увеличиться на 7–10% уже в 2026 году.

Исследование опирается на два метода расчёта. Первый оценивает краткосрочную чувствительность торговли к изменению цен и предполагает, что китайские экспортеры полностью переориентируют поставки на другие рынки. Второй метод — более реалистичная модель общего равновесия — учитывает межотраслевые связи, ослабление глобального спроса и структурные ограничения. В обоих случаях речь идёт о потенциальном росте китайских поставок в Европу и, соответственно, об увеличении конкуренции и снижении цен.

На этот раз, по мнению ЕЦБ, эффект от перенаправления может быть заметно сильнее, чем в 2018 году. Во-первых, структура китайского экспорта в США и ЕС похожа — это позволяет без серьезных издержек изменить географию поставок. Во-вторых, многие европейские компании уже выстроили устойчивые цепочки поставок с китайскими производителями. Согласно расчётам, более 40% фирм в еврозоне закупают продукцию из Китая, а в таких секторах, как одежда, обувь и электроника, доля китайских компонентов превышает 10%. Кроме того, с 2017 года китайский бизнес утроил инвестиции в европейскую сбытовую инфраструктуру — это упрощает выход на рынок.

Дополнительное конкурентное преимущество китайской продукции — ослабление юаня. Оно делает китайские товары более доступными для европейских импортеров. Кроме того, у части производителей сохраняется возможность временно снижать маржу ради удержания доли рынка. Наконец, китайские власти заявили о готовности поддерживать экспортеров, в том числе через программы компенсации потерь и субсидии, что также создаёт пространство для ценовой гибкости.

По оценке ЕЦБ, увеличение китайского импорта приведет к избытку предложения, эквивалентному 1,3% общего потребления товаров в еврозоне. Чтобы это предложение было поглощено потребителями, цены должны снизиться. В итоге, по расчётам аналитиков, снижение цен на китайские товары может привести к снижению совокупных цен на импорт на 1,6%. Однако до конечного потребителя этот эффект дойдёт не сразу. Импортные цены, как правило, реагируют быстро, но потребительские — с задержкой в 12–18 месяцев, особенно в категории непродовольственных промышленных товаров.

«Это отражает последовательный характер ценообразования по цепочке поставок: сначала снижаются импортные цены, поскольку появляется больше товаров по более низкой цене, а затем происходит более медленная и постепенная корректировка потребительских цен, — говорится в статье экономистов. — Масштаб этого эффекта зависит от нескольких факторов, в том числе от силы внутреннего спроса, масштаба самого шока и потенциальных мер политики, которые могут компенсировать дефляционное воздействие».

В настоящее время на Китай приходится около 6% импорта потребительских товаров в еврозону, что означает, что «шоки предложения могут привести к широкомасштабной корректировке цен, причем некоторые секторы будут затронуты в большей степени, чем другие, в зависимости от их доли китайских ресурсов», добавляют авторы.

Наибольшее влияние, как ожидается, почувствуют те отрасли, которые сильно зависят от китайских поставок. В первую очередь речь идет о производителях одежды, обуви, бытовой электроники и мебели (доля их сырья из Китая составляет более 10%). Кроме того, важную роль сыграет рост прямых поставок через китайские e-commerce платформы.

«В совокупности всё это может снизить инфляцию в категории непродовольственных промтоваров до 0,5 п.п. в 2026 году. С учётом их веса в потребительской корзине это даст снижение общей инфляции примерно на 0,15 п.п.», — заключают экономисты.