Поддержка для триллионов: ГЧП по-новому
Инвесторам предлагают новый уровень
Резиденты различных преференциальных режимов реализуют в ДФО почти 2,9 тыс. инвестиционных проектов. В различных сферах услуг и производства введено 944 предприятия. По соглашениям с Корпорацией по развитию Дальнего Востока и Арктики инвесторами, начиная с 2015 года, вложено 5,1 трлн руб. К 2030-му предполагается довести эту сумму до 12 трлн руб.
Таким образом, для решения этой задачи необходимо привлечь почти 7 трлн руб., которые будут вкладываться в последующий период. Возникает вопрос, насколько эти планы согласуются с инвестиционным потенциалом региона.
«Все так называемые низко висящие плоды, все пассивные большие проекты уже реализуются или реализованы. Но нужно двигаться дальше, сохранять опережающие темпы развития по сравнению со среднероссийскими. И необходимо понять, куда инвестировать, в какие проекты можно привлечь новых инвесторов», – рассуждает менеджер инвестиционного департамента КРДВ Мартун Киракосян.
По его словам, был проведен анализ разных отраслей, от горнорудной и металлургии до туризма и сельского хозяйства. Согласно оценке КРДВ, в ДФО возможно привлечь, как минимум, 36 трлн руб. За счет дополнительного развития ВРП федерального округа возрос бы более чем в четыре раза.
В настоящее время продолжается донастройка существующих префрежимов, также определенные надежды на дальнейшее привлечение инвестиций связываются со вступлением в силу закона о международной территории опережающего развития, отметил руководитель аппарата комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики Шамиль Салихов. Такие зоны в первую очередь должны стимулировать появление производств с высокой добавленной стоимостью, с размером капвложений от 500 млн руб. Для компаний-участников МТОР предполагаются более длительные налоговые льготы, например, возможность обнулить налог на прибыль в течение десяти лет.
«На мой взгляд крайне важная новелла этого закона – предусматривается стабилизационная оговорка, устанавливающая, что в отношении резидента в течение 15 лет, начиная с даты его включения в реестр резидентов МТОР, не применяются акты, ухудшающие условия ведения деятельности в сравнении с условиями, определенными на дату заключения соглашения», – рассказал сенатор от Приморского края Александр Ролик.
Пилотными проектами МТОР станут три региона: Приморье, Амурская область и Забайкалье, проинформировал статс-секретарь – замглавы Минвостокразвития Антон Басанский.
К настоящему моменту данный закон одобрен парламентариями. В то же время к нему высказываются определенные замечания, что может быть учтено в будущем, в том числе по увеличению срока действия льготных механизмов МТОР.
В пояснительной записке к законопроекту говорилось о том, что изучен опыт других международных экономических зон с особым администрированием и преференциями, рассказал член комитета Совфеда по экономической политике Владимир Кравченко. Это, например, белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень».
«Но там предусмотрены льготы до 2062 года, в том числе страховые взносы – ноль (резиденты МТОР имеют право на применение пониженных тарифов страховых взносов в размере 7,6% - Прим. ред.) А у нас – предприятие [после запуска проекта] начинает работать, и вот уже срок десятилетний заканчивается. Оно только выходит на окупаемость, а тут уже все льготы снимаются, и у него нет денег дальше развиваться», – обратил внимание Владимир Кравченко, подчеркнув, что преференциальный режим МТОР в сравнении с зарубежными аналогами действительно должен быть полноценным.
Неизбежное партнерство
Чтобы воплотить далеко идущие планы в жизнь, бизнесу следует активно вкладываться в инфраструктуру. Делать это без участия государства затруднительно, как правило, подобные проекты имеют длительный срок реализации и возврат инвестиций. К примеру, в ДФО складывается большая проблема с дефицитом энергетических мощностей, который оценивается от 3 до 6 ГВт к 2030 году, уточнил Мартун Киракосян. «Нужна другая сопутствующая инфраструктура, и нам кажется, что инструменты ГЧП могут помочь решить этот вопрос», – отметил менеджер.
Потенциальные сферы охвата государственно-частным партнерством на Дальнем Востоке в первую очередь связаны с электросетевой, дорожной, коммунальной инфраструктурой, системой газоснабжения. Это также объекты транспортировки грузов, в том числе необходимые для северного завоза, и IT-сфера (в частности, строительство центров обработки данных).

В сегодняшних нестабильных условиях игра в долгую с государством может дать неплохой результат, считает управляющий партнер компании You & Partners Евгения Зусман. «Казалось бы, высокие ключевые ставки, длинные проекты [окупаемостью] 15-20 лет – кто знает, что будет через 15 лет? Но такие длинные проекты позволяют на длительном периоде уменьшать инфляционные риски, во-вторых, позволяют пересматривать и сглаживать ставку, даже если вы входите в проект на высокой ставке, в-третьих, позволяют рассчитывать на механизм господдержки не только в самом начале проекта, но и на протяжении его структурирования и возможно переформатирования», – рассуждает эксперт.
От представителей бизнеса, продолжает она, часто исходит скепсис относительно партнерства с государством. С одной стороны, любое ГЧП/концессия – это неизбежный контроль, проверки. В то же время частный инвестор может заручиться союзником в лице банка, который располагает в этом деле нужными компетенциями, поможет структурировать проект с применением правильных моделей, что позволит в будущем избежать каких-либо претензий со стороны госорганов.
«Несмотря на то, что бюджетные средства могут секвестироваться, как написано в Бюджетном кодексе, на самом деле государство не меньше инвестора болеет за ГЧП-проект и меньше всего склонно его урезать или закрывать, если все в этом проекте идет более-менее по плану и объект строится и собирается вводиться в эксплуатацию», – подчеркивает управляющий партнер You & Partners.
Комфортный доступ к финансированию
Генеральный директор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов (АИИК) Мария Ярмальчук отмечает, что любой проект, включая ГЧП или концессию, должен быть грамотно структурирован, чтобы получить заемное, как правило, банковское финансирование. Поэтому, когда на подготовительной стадии привлекается внешняя экспертиза, подключение банка на этом этапе так же не будет лишним.
Между тем, согласно проведенному You & Partners опросу предпринимателей по теме участия в ГЧП/концессии, более половины респондентов (61%) предлагают принять поправки в федеральное законодательство для легитимизации т.н. комфортных писем банков. Данный механизм часто используется, когда требуется подтверждение финансовой состоятельности заемщика. К тому же ФЗ-115 «О концессионных соглашениях» требует от инициатора соглашения подтвердить наличие средств или возможности их получения в размере не менее 5% объема заявленных инвестиций.
Как правило, комфортным письмом банк выражает заинтересованность профинансировать проект, если он пройдет все стадии: одобрение кредитного комитета и т.д. «Это не юридическое обязательство, не оферта, не предварительный договор. Такие письма банки всегда выдавали инвесторам, которые хотели самостоятельно инициировать проект, есть отдельная процедура частной инициативы (заключать концессионные соглашения по инициативе частной стороны можно с 2014 года – Прим. ред.), – объясняет Евгения Зусман. – И все было нормально, но стала складываться по всем регионам России плохая практика, когда приходят прокуроры и говорят, что в самом начале, где-то три года назад, не так провели процедуру, подтвердили доступ к финансированию вот таким ничего не значащим письмом, поэтому сделку надо расторгнуть».
Случаи, когда концессионные соглашения признаются судебной инстанцией ничтожными вследствие обжалования использования комфортных писем, уже происходят на Дальнем Востоке, в частности в Хабаровском крае. Суд встает на сторону прокуратуры, считая такой способ подтверждения к доступу финансирования неправомерным, поскольку он не содержит юридических обязательств.

Сейчас ряд инвесторов отказывается от данной практики, считая письма кредитных организаций нерабочим инструментом. Есть мнение, что безопаснее прибегать к банковской гарантии, отмечает Евгения Зусман. Правда, неясно, какие обязательства в данном случае она должна подтверждать. В любом случае это обернется дополнительными расходами для инвестора, причем еще на этапе предложения идеи своего проекта государству.
Оптимальным способом устранения возникшей проблемы эксперты видят внесение соответствующих изменений в ФЗ-115.
Фактор риска
Еще один широко обсуждаемый профессиональным сообществом вопрос – как снизить коэффициенты риска при кредитовании банками инфраструктурных проектов. Значительная часть респондентов в опросе You & Partners высказалась за изменение подхода Центробанка к оценке государственно-частного партнерства на предмет вероятности наступления рискового события. С одной стороны, это может повлиять, пусть не сразу, а в перспективе, на снижение стоимости заемного финансирования. С другой, такой шаг будет стимулировать банки с точки зрения широкой поддержки инфраструктурного развития: обновленные подходы Банка России позволят финансовым организациям снизить нагрузку на капитал при кредитовании проектов.
Над этим вопросом сейчас работает регулятор, сказала Мария Ярмальчук. В прошлом месяце ЦБ опубликовал доклад о смягчении своих подходов. «Здесь важно, что в целом Банк России видит проекты ГЧП и концессии как отдельный вид проектов, и для них будет отдельное регулирование. Это большой первый шаг», – комментирует гендиректор Ассоциации инфраструктурных инвесторов и кредиторов.
Подразумевается, что банки смогут учитывать возможность государства отвечать по кредиту, если это предусмотрено прямым ГЧП-соглашением между его участниками, то есть коснется проектов, где в качестве публичной стороны выступает Российская Федерация, регионы или муниципалитеты, у которых национальный кредитный рейтинг не ниже «А».
Финансируя подобные проекты, банки сегодня несут повышенную нагрузку из-за высокого коэффициента потребления капитала (от 80 до 250%). По новым правилам риск-веса по кредитам для проектов с надежным концедентом или публичным партнером понижаются до 20-60%, говорит Мария Ярмальчук.
Однако не все регионы Дальнего Востока обладают рейтингами. Они есть у Хабаровского края, Якутии, Камчатки, Амурской области. «Мы сейчас ведем диалог с Центральным банком, чтобы в последующих итерациях смотреть не только рейтинги, смотреть и на наличие федеральной поддержки по проекту, которая тоже повышает вероятность не наступления дефолта по проекту для банков», – сообщила гендиректор.
В числе прочих инициатив, предложенных ЦБ, использовать инструмент дальневосточной концессии (напомним, здесь государство гарантирует компаниям возврат инвестиций и минимизацию соответствующих рисков при вложениях) как дополнительный фактор снижения риск-веса, а также льготное фондирование.
«Уверены для приоритетных проектов такие механизмы должны быть запущены – для проектов, который не несут высокий вклад в инфляцию, а которые наоборот сглаживают инфраструктурные разрывы и соответственно инфляционные издержки сокращают», – считает Мария Ярмальчук.