Катар поможет России вернуться на газовый рынок Европы

У России появился шанс вернуть себе часть былого влияния на европейский энергорынок. Катар, один из крупнейших экспортеров сжиженного газа (СПГ) в государства Старого Света, предупредил Брюссель о вероятной остановке поставок своего сырья потребителям континента. Причина - разногласия по поводу экологических требований, предъявляемых ЕС производителям углеводородов. Если Доха выполнит угрозу, то членам Евросоюза, возможно, придется забыть о новых санкциях против российских энергоносителей и нарастить закупки СПГ в нашей стране.

Катар поможет России вернуться на газовый рынок Европы
© Московский Комсомолец

© en.wikipedia.org

Недовольство Катара вызвала Директива ЕС о комплексной проверке корпоративной устойчивости, а конкретно - пункт этого документа, связанный с отрицательным влиянием производителей углеводородов на экологию и климатическую систему. Указанная статья требует от работающих в ЕС крупных компаний выявлять и устранять «неблагоприятные воздействия на права человека и окружающую среду», возникающие в результате деятельности организации. Тем, кто пренебрегает подобным условием, грозит штраф в размере не менее чем 5% годовой выручки.

Доха считает такое правило несправедливым. Как отмечается в письме госминистра по вопросам энергетики Катара и гендиректора Qatar Energy Саада бен Шарида аль-Кааби, направленном правительству Бельгии, Директива подрывает суверенитет неевропейских государств и ставит под сомнение их право принимать собственные национальные уровни вклада в снижение выбросов парниковых газов. Ближневосточный эмират предлагает ликвидировать спорную опцию, а в ином случае обещает полностью прекратить поставки сжиженного газа в Евросоюз. «Qatar Energy придется серьезно рассмотреть альтернативные рынки, которые обеспечивают более стабильную и благоприятную для бизнеса деловую среду, в том числе для СПГ и других продуктов», — объясняет в своем письме в Брюссель Саад аль-Кааби.

Как полагает генеральный директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, европейские экологические игры только на словах выглядят как борьба за снижение вредных выбросов в атмосферу. На самом деле подобный процесс служит элементарным способом обогащения отдельных заинтересованных структур, и потворствует желанию чиновников ЕС взыскать в виде различных пошлин или штрафов как можно больше финансовых средств - в первую очередь, с производителей углеводородов.

Победить в такой энергетической войне, объявленной, по сути, всему миру, у Брюсселя не получится. Катар с легкостью найдет альтернативный сбытовой рынок энергоресурсов, в частности, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Стоит отметить, что подобная тенденция уже происходит в настоящее время. В середине июля газовоз Al Bidda, получивший партию СПГ в Катаре для доставки груза в Бельгию, в ходе рейса изменил курс и пошел в сторону Сингапура. В будущем, возможно, оптовые покупатели, такие как Китай, Индия или Япония, потребуют у Катара определенных скидок, но за счет роста цен на энергоносители на азиатских биржевых площадках, который может возникнуть в связи с угрозой дефицита сжиженного газа на европейском континенте, потери ближневосточного эмирата будут нивелированы. Уже сейчас стоимость СПГ в Северо-Восточной Азии составляет $465 за тысячу кубометров, а в Европе аналогичный объем торгуется всего по $418.

В свою очередь Европе придется срочно искать нового поставщика сжиженного топлива. Если Доха претворит в жизнь свою угрозу, то последствия для стран Старого Света рискуют оказаться более чем ощутимыми. Катар является третьим по величине экспортерам СПГ в Европу, закрывая около 11% потребностей континента в этом виде топлива и уступая лишь США (более 50%) и России (17%).

Теоретически, в случае выпадения эмирата из цепочки поставок в ЕС, американские производители смогут заместить своим сырьем утраченную Евросоюзом долю. Тем более, что в июне Китай сократил до нуля закупку энергоресурсов из Штатов. Очевидно, что американцы воспользуются ситуацией, и в сжатые сроки переориентируют поставки с азиатского на европейское направление, не преминув при этом увеличить отпускную стоимость своего сжиженного газа.

В то же время Брюссель уже давно прорабатывает запретительные санкции в отношении импорта российского СПГ. В мае Еврокомиссия представила план по постепенному отказу от российских энергоносителей, предложив к концу 2025 года прекратить подписание спотовых (краткосрочных) контрактов с поставщиками природного газа из нашей страны и приостановить заключение новых соглашений. А на днях стало известно, что Европарламент собирается ускорить отказ от «голубого топлива» из России и намерен окончательно свернуть импорт к январю 2027 года. Несложно подсчитать, что в случае ввода таких рестрикций против России и ухода Катара с рынка Старого Света, Евросоюзу придется за полтора года заместить более четверти всего импорта СПГ. Сомнительно, что американские добывающие компании смогут восполнить такую долю европейского энергобаланса. Для этого им придется снизить реализацию сырья на внутреннем рынке, что вызовет негативную реакцию со стороны национальных потребителей энергоресурсов.

Таким образом, отказ Катара от поставок СПГ в Европу может сыграть на руку России. «Потеряв за счет сомнительных экологических требований такого экспортера, как Катар, и в угоду политических амбиций собственноручно отказавшись от углеводородов из России, Евросоюз окажется в крайне затруднительном положении и поставит под угрозу истощения собственный энергобаланс, - предупреждает Правосудов. - Поэтому членам ЕС стоит серьезно задуматься, прежде чем пренебрегать российскими энергоресурсами, которые стоят дешевле и всегда находятся под рукой».