Михаил Мишустин в Чите обсудил, как вывозить миллионы тонн сибирского хлеба
Михаил Мишустин продолжил рабочую поездку по Дальнему Востоку, прибыв в Читу, где посетил краевой перинатальный центр и провел совещание по экспорту зерновых. Центральной темой стала проблема вывоза сибирских излишков зерна — от 7 до 12 миллионов тонн ежегодно — на фоне ограничений со стороны Китая и сложной логистики. Решением проблемы может стать, например, Забайкальский зерновой терминал. Помимо цифр визит напомнил и о человеке: в перинатальном центре премьер пожелал здоровья молодой паре, готовящейся к партнёрским родам. Центр стал первым в регионе обладателем сертификата качества Росздравнадзора и ежегодно принимает более 600 программ ЭКО.

Всё началось у трапа. Михаила Мишустина в Чите встретили губернатор Александр Осипов, министр по развитию Дальнего Востока Алексей Чекунков и заместитель полпреда президента Денис Андреев. Рабочая поездка в регионы продолжилась в краевом центре, где премьер сосредоточился на двух темах: здоровье и хлебе. Первая — проблема в буквальном смысле, вторая — в плане стратегическом.
Перинатальный центр в Чите — учреждение особенного статуса. Его историю начинали с недофинансирования и общественных сборов в 1990-х, а сегодня это медицинский флагман с показателями, достойными крупных федеральных клиник. Центр укомплектован кадрами почти на 80%, оснащён аппаратами ИВЛ, системой климат-контроля и уникальным оборудованием для подачи оксида азота. Он стал первым в регионе обладателем сертификата качества Росздравнадзора и одним из немногих в России с таким статусом.
Здесь, в окружении белых стен и цифровых пультов, где технологии соседствуют с тишиной палаты, Мишустина познакомили с молодой парой, готовящейся к партнёрским родам. Спокойный разговор без формальностей — как напоминание, что под аббревиатурами программ и объемами поставок всегда есть частная история.
Впрочем, за пределами центра — другая логика. На совещании по зерну, которое прошло в Чите, премьер говорил про экспорт с точным расчётом. Цифры, с которыми работает Россия на глобальном рынке, велики: в 2024 году страна впервые стала мировым лидером по поставкам ячменя и сохранила ведущие позиции по пшенице. Четверть всего мирового экспорта — российского происхождения. Премьер говорил об этом с гордостью: "Высокий уровень собственного производства позволяет нам поставлять сельхозпродукцию за рубеж и тем самым вносить существенный вклад в укрепление мировой продовольственной безопасности".
В планах — нарастить экспорт агропродукции к 2030 году в полтора раза по сравнению с уровнем 2021 года. И чтобы эти намерения не осталась в протоколах, нужно решить задачу логистики.
Сибирь и Дальний Восток ежегодно формируют профицит зерна от 7 до 12 миллионов тонн. Эта продукция не потребляется на месте, её нужно вывезти. Но длинное логистическое плечо, удалённость от морских портов и уязвимость приграничных рынков вроде Казахстана делают задачу непростой. По словам министра сельского хозяйства Оксаны Лут, основной инструмент сейчас — субсидирование железнодорожных тарифов. В этом году объём такой поддержки вырос до 8 миллиардов рублей, что позволило вывезти свыше 2 миллионов тонн зерна. Однако этого недостаточно в условиях потенциального роста профицита.
Ключевым элементом обсуждения стал Забайкальский зерновой терминал — единственный в мире сухопутный комплекс полного цикла на границе с Китаем. Он уже работает, но не в полную силу. Проектная мощность — до 8 миллионов тонн в год, но экспорт в Китай ограничен. Сейчас Россия может поставлять в Поднебесную только яровую пшеницу и ячмень. Озимые, обладающие наибольшим потенциалом, — пока под запретом. Более того, за первое полугодие 2025 года экспорт российской пшеницы в КНР сократился в 19 раз: с $38,9 млн до $2,5 млн. В июне поставок не было вовсе.
В такой ситуации, как признала Лут, логистика становится не просто поддержкой, а условием выживания. Без господдержки вывозить зерно из Сибири нерентабельно.
Разрабатываются мультимодальные маршруты, обсуждается развитие речного транспорта, идёт плотное взаимодействие с Минтрансом и РЖД. Но даже идеальная логистика бессильна, если не будет спроса.
Поэтому сегодня в повестке — не только вагоны и терминалы, но и квоты. Российская сторона ведёт переговоры с Китаем о расширении доступа для озимых сортов, надеясь на сценарий, аналогичный снятию ограничений на поставки свинины, где путь к рынку занял годы. И если соглашения удастся достичь, то терминал в Забайкальске сможет превратиться в точку опоры экспортной стратегии.
На этом фоне остаётся неочевидной, но важной задача — развитие самого производства. Здесь снова ключевая ставка на Сибирь: потенциал ввода новых земель в оборот в регионе вдвое превышает возможности Центральной России. По расчётам, только за счёт этого можно добиться прироста экспорта на 22 миллиона тонн к 2030 году. Но и здесь всё упирается в логистику: чтобы увеличить объёмы, надо быть уверенными, что есть куда вывозить.
Тем временем в Чите продолжается строительство детской больницы, ремонтируются амбулатории, закупается техника. Параллельно — идёт рост аграрной статистики. И где-то между этими двумя сюжетами проходит то, что называют устойчивым развитием.