На Дальнем Востоке добудут более 300 тысяч тонн лосося

В начале июня на Дальнем Востоке стартовала большая путина - начался промышленный лов тихоокеанского лосося на Камчатке. Эксперты дают прогнозы по вылову лосося на этот год ниже, чем в предыдущие годы. Однако порядка будет больше - этому способствует введение новых правил, которые должны снизить объем немаркированной, то есть браконьерской продукции, тем самым защитив интересы покупателей на приобретение только качественной и безопасной продукции.

На Дальнем Востоке добудут более 300 тысяч тонн лосося
© Российская Газета

Фактически путина началась еще в мае, когда был разрешен любительский лов симы в Сахалинской области, а 20 мая был открыт сезон промышленной рыбалки в Приморском крае.

Основной объем вылова лососевых - более 60 процентов от общей дальневосточной добычи - традиционно приходится на Камчатский край. Поэтому первый день лета, когда путина начинается здесь, и считается стартом большой путины.

Оценки результата путины не самые оптимистичные: по данным Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО), подходы рыбы в промысловую зону Дальневосточного бассейна продолжают снижаться.

По прогнозам ученых, в этом году рыбопромысловые предприятия Камчатского, Хабаровского, Приморского краев, Сахалинской и Магаданской областей, Чукотского АО все вместе смогут добыть около 312 тысяч тонн лосося. Это заметно ниже, чем в 2019, 2021 и 2023 годах, но близко к результатам 2022 и 2024 годов.

Самая большая доля вылова среди лососевых рыб у горбуши.

"Доля горбуши в общем вылове тихоокеанского лосося составит около 61 процента, или (в весовом исчислении) 189 тысяч тонн", - рассказал "РГ" директор ВНИРО Кирилл Колончин.

Вылов горбуши в 2025 году будет существенно ниже, чем в предыдущие годы, отметил Кирилл Колончин. Это связано с ожидаемым снижением выживаемости лосося вследствие продолжающегося потепления климата. При этом отличительной особенностью прогноза вылова горбуши на этот год является снижение объемов ее добычи в основных районах воспроизводства. Это северо-восточное и западное побережья Камчатки, Восточно-Сахалинская подзона и материковое побережье Охотского моря.

Более массовых, чем прежде, подходов горбуши ученые ожидают на Чукотке и в Приморье. Кроме того, возобновится промысел этой рыбы на Амуре.

В общей структуре добычи тихоокеанского лосося на Дальнем Востоке 26 процентов придется на кету, 10 процентов - на нерку и три процента - на кижуча, чавычу и симу.

Лососевая путина этого года отмечена рядом организационных новелл. Так, с 20 мая отменена обязательная маркировка лососевой икры, не прошедшей переработку. То есть теперь не требуется наносить маркировку "Честный знак" на мороженые ястыки.

Еще одно новшество: на Хабаровский край и Чукотский автономный округ распространили камчатский эксперимент по ограничению провоза лососевой икры непромышленного изготовления (то есть, по сути, браконьерской) воздушным транспортом.

"Эта мера поможет существенно сократить объем незаконной перевозки браконьерской икры, что позволит восстановить и сохранить популяцию анадырской кеты", - говорит начальник департамента сельского хозяйства и продовольствия ЧАО Павел Кощеев.

Серьезно беспокоят рыбопереработчиков новые правила перераспределения прав на рыболовные участки для ловли лосося.

"Сегодня расчет стоимости участков ведется по данным вылова за последние четыре года. Но 2021, 2022, 2023 годы были самые уловистые за всю историю наблюдения за лососем. И такие уловы вряд ли повторятся в течение 20 будущих лет, на которые планируется заключать эти договоры", - поясняет президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.

Рыбохозяйственный комплекс региона сейчас находится в непростом положении, считает губернатор Камчатского края Владимир Солодов. Такая ситуация - результат нескольких факторов. "Первый - это природный, низкие подходы лосося. К сожалению, ученые и на будущие годы прогнозируют не очень благоприятную ситуацию, - поясняет глава региона. - Второй фактор - санкционное давление, влияющее на ограничение внешних рынков и рост стоимости запчастей для предприятий и флота". В то же время он напоминает, что рыбохозяйственный комплекс является драйвером экономики Камчатки, и регион сохраняет лидирующие в стране позиции в этой сфере.