Нефтегазовые доходы за полгода сократились на 1 трлн рублей

Добыча нефти во втором квартале принесла бюджету почти на 1 трлн рублей меньше, чем годом ранее. В целом нефтегазовые доходы за этот период сократились по сравнению с прошлым годом на 676,2 млрд рублей (на 24,4%), а за полгода на тот же 1 трлн рублей (на 17%). Такие свежие данные опубликовал Минфин по итогам июня.

Нефтегазовые доходы за полгода сократились на 1 трлн рублей
© Российская Газета

Два месяца подряд собираемость нефтегазовых налогов оказалась ниже базового уровня, суммарно на 55,8 млрд рублей. Сокращение выплат нефтяников в казну не только влечет недобор средств в бюджет, но и может негативно повлиять на топливный рынок, который балансируется за счет госсубсидий, размер которых уменьшается.

Больше всего снизились поступления в казну по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) из нефтяной отрасли на 1 трлн рублей. Доходы от добычи и экспорта газа также снизились на 231 млрд рублей. Падение оказалось частично компенсировано ростом квартальных выплат нефтяников в апреле по налогу на добавленный доход (НДД) на 37 млрд рублей, и снижением платежей из бюджета по демпферу (выплат нефтяникам для поддержания низких цен на внутреннем рынке на бензин и дизель), а также другим субсидиям нефтеперерабатывающим предприятиям почти на 555 млрд рублей.

Поступления по НДПИ с нефти и газа во втором квартале снизились, с 769 млрд рублей в апреле до 609 млрд рублей в июне. Как поясняет аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов, такая динамика связана со спецификой расчета налогов. Выплаты по НДПИ напрямую зависят от экспортной цены нефти и курса рубля, а потому при более крепком рубле и снижении котировок барреля доходы по этому налогу падают. В то же время налог на дополнительный доход (НДД) взимается с "избыточной" прибыли отдельных месторождений, и может временно расти за счет перераспределения потоков внутри компаний, смещения производственных акцентов и налоговой оптимизации, считает Чернов.

Как уточняет аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко, план на этот год по нефтегазовым доходам уже скорректирован, они ожидаются на уровне 8,3 трлн рублей (вместо 10,9 трлн рублей, как планировалось ранее). План по бюджетному дефициту расширен с 1,2 трлн рублей до 3,8 трлн рублей. Недобор нефтегазовых доходов бюджета может быть частично компенсирован ненефтегазовыми доходами, план по которым пересмотрен в сторону увеличения, отмечает эксперт.

Что касается топливного рынка, то котировки бензина АИ-92 на бирже выросли за второй квартал почти на 30 процентов, а АИ-95 - на 23 процента. Но лето, традиционно, период высокого спроса на бензин и роста цен на него. Пока, вероятнее всего, оптовые цены растут на росте потребления бензина в период отпусков. Косвенным доказательством этого является то, что дизельное топливо (ДТ) за второй квартал на бирже не подорожало, а даже подешевело на 6 процентов. Но совсем не отразится на внутреннем рынке длительное снижение субсидий нефтепереработке тоже не может.

По словам Чернова, уменьшение выплат по топливному демпферу ухудшает экономику нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), так как им приходится продавать топливо на внутреннем рынке по регулируемым ценам без прежней компенсации от государства. Это снижает маржинальность и стимулирует ограничение поставок, что, в свою очередь, ведет к росту биржевых цен на бензин и дизель. Мы уже наблюдаем подъем котировок бензина на Петербургской бирже, особенно в сегменте АИ-92, что со временем может отразиться и на розничных ценах.

Впрочем, как замечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, снижение выплат по демпферу влияет на маржинальность нашей нефтепереработки, но цены на нефть и топливо упали во всем мире, а не только у нас. Ухудшалась экономика не только внутреннего рынка, но сильно снизилась прибыльность экспортных поставок. Причем внутренний рынок чувствует себя лучше, чем внешний. Сравнивать же сегодняшнее положение вещей на топливном рынке с тучными временами 2024 года, когда цены на нефть действительно были достаточно высокими, а рубль слабым, не корректно. Макроэкономическая ситуация другая.

Остается вопрос, не пойдет ли Минфин на изменения налогового режима для нефтяников, если налоговый дефицит продолжит расти? Дудченко считает такой сценарий маловероятным.

Симонов также не ожидает корректировки налоговой системы в краткосрочной перспективе. Но допускает, что в среднесрочной возможны попытки "докрутить топливный демпфер в пользу государства". Но сейчас Минфин этого делать не будет, как бы таким образом делая некоторую уступку отрасли, сохраняя действующий режим.

Иное мнение у Чернова, который считает, что корректировки возможны, особенно в условиях растущего дефицита бюджета и пересмотра прогноза нефтегазовых поступлений. Наиболее вероятные меры, это повышение ставок НДПИ, ограничение льгот по НДД или временное ужесточение демпферных выплат. Также не исключены точечные меры в отношении сверхдоходов от экспорта. Однако слишком агрессивное налоговое давление может ударить по инвестиционной активности отрасли, поэтому Минфин, скорее всего, будет действовать аккуратно и дозировано, подчеркивает эксперт.

При этом Симонов напоминает, что в правительстве обсуждаются способы стимулирования разработки трудноизвлекаемых запасов (ТРИЗ) нефти, а это мало вяжется с ужесточением налогового режима. Главная уступка, на которую могло бы пойти государство в среднесрочной перспективе, - это расширить периметр применения НДД, выплачиваемого с финансового результата разработки месторождения, а не с валовых объемов добычи, как НДПИ. Сейчас под НДД обычно попадают месторождения, которые по этому налогу приносят государству больше денег, нежели находясь в льготных режимах НДПИ. То есть НДД выполняет в большей мере фискальную функцию, а должен выполнять стимулирующую функцию, привлекая инвестиции в нефтедобычу.