Гостендеров на экологию стало больше, но их суммы уменьшились

Аналитики сравнили все завершенные экотендеры России по 44-ФЗ и 223-ФЗ за 2023-2024 гг. (очистка сточных вод, переработка отходов, природоохранные мероприятия, очистное оборудование, экологические исследования) и пришли к выводу, что в бюджете контрактов стало больше, но денег почти не прибавилось, об этом "РГ" рассказал эксперт "Контур.Закупок" Василий Данильчик.

Гостендеров на экологию стало больше, но их суммы уменьшились
© Российская Газета

"Цифры подтверждают: еще до призыва президента госсектор увеличил число экотендеров, но пока "размазывает" прежний объем средств на большее количество контрактов - экономия достигается за счет конкуренции и разбивки лотов", - рассказал Данильчик.

Согласно аналитике, по 44-ФЗ объем экологических закупок практически не изменился, если сравнивать показатели 2023 и 2024 года: 44,66 млрд рублей и 44,84 млрд рублей (+0,4%), но число процедур выросло с 29,2 тыс. до 31,5 тыс. - +7,6%. Эксперты заметили, что траты на очистку сточных вод снизились на 11,8%, а на переработку и утилизацию отходов - на 13,4%.

"Самый резкий провал по сумме у природоохранных мероприятий: -34,5%, в то время как спрос госзаказчиков на очистное оборудование подскочил сразу на 45,6% и стал основным драйвером рынка; экологические исследования сократились на 8%. Госзаказчики дробят крупные проекты на мелкие лоты и чаще закупают "железо", чем комплексные услуги", - говорится в аналитике.

Корпоративным заказчикам по 223-ФЗ, напротив, приходится сокращать бюджеты: крупные экологические проекты откладываются, а приоритет отдается закупке оборудования "под ключ", которое быстрее окупается, отметил Данильчик.

При сравнении 2023 и 2024 годов закупок госкомпаний по 223-ФЗ, эксперты заметили, что число процедур выросло на 12,9% - 13,6 тыс. до 15,3 тыс. тендеров, а вот сумма договоров просела на -27,1% - с 74,5 млрд рублей до 54,3 млрд рублей. Внутри категорий снижение по суммам затрат еще резче за аналогичный период: очистка воды -58%, переработка отходов -47,7%, экологические исследования -36,8 %. Лишь тендеры на очистное оборудование увеличились по сумме на +30,8% и закупки на природоохранные мероприятия на +30,1 % показали рост по деньгам.

Исполнительный директор ассоциации содействия экономике замкнутого цикла "Ресурс" Валерия Гулимова связывает рост госзаказов на очистное оборудование на 45,6% со скандальными результатами федпроекта "Оздоровление Волги", из-за которых регионам пришлось делать дополнительные закупки.

"Другой очень грустный результат, что регионы продолжили покупать товары, а не услуги. Изменение этого подхода фундаментально для создания экономики замкнутого цикла. То есть вместо моста нужно покупать обеспечение доступности перевозки или переезда людей между берегами. В первом случае может быть построен дешевый, но некачественный мост, который долго не простоит. При контракте жизненного цикла это невозможно, потому что, построив плохой мост, компания проиграет на цикле обслуживания, потому что ваша отторгованная услуга длинная. По этому пункту мы видим откат назад", - отметила Гулимова.

Сокращение сумм закупок в 2024 году связано с завершением нацпроекта "Экология" и, соответственно, снижением нагрузки после периода активного финансирования, считает член Комиссии ОП РФ по экологии и устойчивому развитию Владимир Лифантьев.

"Сейчас идет уже завершающий этап, когда происходит закупка небольших деталей, которые не стоят дорого. По итогам следующего года мы можем увидеть рост объема закупок, потому что ряд новых федеральных проектов войдут в активную фазу", - добавил он.