Казахстан ужесточит правила для иностранных маркетплейсов

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 июня. /ТАСС/. Работающие в Казахстане иностранные маркетплейсы начнут блокировать, если они не будут регистрироваться. Правила обозначены в новом Налоговом кодексе, который примут на днях, сообщил вице-министр финансов Республики Казахстан Ержан Биржанов на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

В начале года в министерстве торговли и интеграции республики сообщали о жалобах граждан на иностранные торговые онлайн-площадки, продавцы которых находятся вне юрисдикции Казахстана. По словам депутата Азата Перуашева, из-за уклонения иностранных маркетплейсов от уплаты налога на НДС бюджет в 2023 году недополучил более 60 млрд тенге ($11,6 млн).

"На днях мы примем новый Налоговый кодекс, там внедряется понятие "маркетплейс" и прописывается обязанность предоставления данных фискальным органам о продавцах и покупателях, об объеме. Мы будем проводить онлайн-мониторинг. <...> Да, это нездоровая конкуренция, когда отечественные [маркетплейсы] находятся здесь, регистрируются, а иностранные не всегда могут встать на условный учет. У нас в Казахстане иностранные маркетплейсы должны проходить условную регистрацию. Сегодня более 100 крупных маркетплейсов стоят на учете, а часть из них не регистрируются. Поэтому в кодексе прописали обязанность: если не выполняются уведомления фискальных органов, иностранные маркетплейсы будут блокироваться. К тем, кто платит и стоит на учете, хоть на условном, мы относимся лояльно", - сказал Биржанов, выступая на сессии "Трансграничная электронная торговля: запуск новых правил".

Вице-министр отметил, что в последние четыре года объем электронной торговли в Казахстане вырос в 6 раз, доля розничной торговли составила 14,5%. В ближайшей перспективе планируется довести ее до 20%. Безналичные платежи составляют 87%. В стране принята программа трехлетнего развития электронной торговли. Она включает законодательные инициативы, в том числе в части оказания помощи бизнесу, открытия логистических центров. Там отражены вопросы защиты прав потребителей, четко прописаны правила для интернет-площадок, обязанности. Предусмотрена поддержка для маркетплейсов - льготное субсидирование для открытия логистических центров, поддержка отечественных производителей.

Петербургский международный экономический форум проходит с 18 по 21 июня. Главная тема - "Общие ценности - основа роста в многополярном мире". Организатор ПМЭФ - Фонд Росконгресс. Информационный партнер - ТАСС.