На ПМЭФ обсудят преимущества союзной интеграции
В числе ключевых тем стартующего сегодня Петербургского международного экономического форума - региональная экономическая интеграция и формирование многополярного мира. Представители власти, бизнеса, экспертного сообщества помимо других вопросов будут обсуждать и развитие Союзного государства, которое стало примером равноправного и успешного сотрудничества двух стран. Об актуальной повестке и перспективах дальнейшего развития объединения "СОЮЗу" рассказал заместитель министра экономического развития России Дмитрий Вольвач.
Дмитрий Валерьевич, результаты интеграции в Союзном государстве среди прочего принято оценивать по росту взаимного товарооборота между Россией и Беларусью. Каков сейчас этот показатель?
Дмитрий Вольвач: На протяжении многих лет Беларусь - один из надежных и основных торговых партнеров России. Порядка 60% всей торговли Республики приходится на Россию. За последние пять лет мы увеличили объем товарооборота вдвое - почти до 5 трлн рублей. Продолжаем держать высокую планку. За 2024 год товарооборот увеличился почти на 6% по сравнению с 2023 годом. Это очередной рекорд. По итогам 2024 года Республика вошла в пятерку основных торговых партнеров нашей страны и заняла первое место среди стран СНГ по объему товарооборота с Россией. Положительная динамика наблюдается и в этом году. За первые три месяца 2025 года торговля выросла на 3% и составила более 1 трлн рублей.
Россия и Беларусь развивают промышленную кооперацию. В каком секторе, на ваш взгляд, мы продвинулись дальше всего?
Дмитрий Вольвач: Промышленная кооперация и импортозамещение - в числе приоритетных направлений взаимодействия Беларуси и России. Нами подписаны соглашения о единой промышленной политике и по вопросам признания технологических операций.
В январе 2024 года Декретом Высшего Госсовета утвердили единые подходы к определению уровня локализации производимой продукции. Фактически уравняли понятия "российское" и "белорусское".
В этом году утвердили список на взаимное участие в 10 программах - шесть из них российские и четыре белорусские. Это нацпроекты технологического лидерства в различных сферах, госпрограммы по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, охраны окружающей среды и другие. С белорусской стороны в перечень вошли программы поддержки малого и среднего предпринимательства, лесного хозяйства и инноваций.
Предприятия регионов наших стран также реализуют совместные проекты.
Каковы конкретные примеры промкооперации?
Дмитрий Вольвач: Например, в декабре прошлого года Белорусский металлургический завод совместно с российским ООО "Цинкум" запустил новый проект по переработке металлургической пыли. Это первый на пространстве СНГ проект, где будут перерабатываться цинксодержащие отходы. Договор между компаниями предполагает переработку отходов, как образующихся на производстве сейчас, так и накопленных ранее.
Кроме этого, на территории ОЭЗ "Алга" в Башкортостане белорусское ОАО "Минский автомобильный завод" и российское АО "Уфимский трамвайно-троллейбусный завод" создают совместное сборочное производство электротранспорта "Территория развития электротранспорта МАЗ-УТТЗ".
Мы развиваем сотрудничество и в области автомобилестроения: ПАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" совместно работают по трем направлениям. Это поставка российских комплектующих на "МАЗ", поставка белорусских комплектующих на "КАМАЗ", импортозамещение комплектующих и узлов из недружественных стран. Работа продолжается. Сегодня наши предприятия занимаются изготовлением опытных образцов автокомпонентов, включая коробки передач.
Кроме того, Минским автомобильным заводом и нашей группой компаний "Итэлма" в апреле этого года выпущен новый электробус (МАЗ 303Е23). Здесь важно отметить, что в проекте достигнут 100% уровень локализации производства - используются исключительно белорусские и российские комплектующие. Основные компоненты, такие как каркас, детали интерьера и экстерьера, рабочее место водителя, мультиплексная система, тормозные системы производятся в Беларуси, а вся силовая часть - в России.
С ноября прошлого года дан старт строительству торгово-сервисного центра Минского тракторного завода на территории Краснодара, общая площадь которого составит порядка 5 100 кв. м. Центр объединит в себе не только продажу тракторной техники и всех сопутствующих агрегатов, но и будет предоставлять сервис, сопровождение, капитальный и текущий ремонт. Завершение работ планируется до конца 2025 года. Будет создано 26 новых рабочих мест.
Смоленской областью реализуется договоренность с партнерами из холдинга "Белкоммунмаш" по созданию совместного предприятия по капремонту и реновации трамваев. По имеющейся информации, первый отреставрированный трамвай выйдет на линию в сентябре этого года.
В области железнодорожного машиностроения российский "Трансмашхолдинг" много лет является надежным партнером предприятий транспортного сектора Республики Беларусь. За последние пять лет в Беларусь поставлено 16 маневровых тепловозов, 30 пассажирских вагонов. В планах на 2025 год поставить еще 10 тепловозов и 30 пассажирских вагонов для Белорусской железной дороги. Кроме того, в минувшем году осуществили отгрузки вагонов для Минского метрополитена. Объем поставок - 28 вагонов (7 составов).
Продолжается работа по реализации совместных инвестиционных проектов в сфере микроэлектроники, автомобилестроения, машиностроения. Это позволяет нам замещать некоторые виды продукции машиностроения и радиоэлектроники, которую раньше закупали в недружественных странах.
Уделяем особое внимание развитию микроэлектронного производства. Активно ведется работа с производителями станкоинструментальной продукции Союзного государства по созданию новых или модернизации действующих мощностей.
Работа по импортозамещению заставила нас задуматься над созданием бренда "товар Союзного государства". На сегодняшний день мы определили подходы и критерии, согласно которым будем причислять ту или иную продукцию к товару Союзного государства. Создание общей системы продемонстрирует достижения и успехи промышленной кооперации России и Беларуси.
Также в рамках взаимодействия между Беларусью и Россией в Смоленске будет создан первый международный туристический информационный центр Союзного государства. ТИЦ будет работать на повышение конкурентоспособности турпродуктов, увеличение турпотенциала России и Беларуси. Все это направлено на усиление позиций Союзного государства на международном рынке туризма. На данный момент в России и Беларуси начаты процедуры внутригосударственного согласования заявки и документации по проекту для их последующего внесения на рассмотрение Совета Министров Союзного государства.
Россия и Беларусь выстраивают единое правовое поле для работы бизнеса двух стран. Какие вопросы в этой сфере актуальны сейчас?
Дмитрий Вольвач: У нас проведена масштабная работа по гармонизации законодательств в рамках исполнения Основных направлений на 2021-2023 годы и 28 Союзных программ. Подготовлено порядка 220 нормативных правовых актов, как национальных, так и международных.
Сближение нормативной правовой базы нацелено не только на создание комфортных условий и конкурентной среды для ведения бизнеса, но и повышение уровня и качества жизни граждан.
Мы защищаем наши рынки и жителей от поступления нелегальных и опасных товаров. Этому содействуют интегрированные системы прослеживаемости продукции животного и растительного происхождения, маркировка QR кодами, налоговая прослеживаемость. Свой вклад в эту работу вносит и созданный Межгосударственный таможенный центр, отвечающий за координацию действий мобильных таможенных групп.
Формируем понятные условия для деятельности хозяйствующих субъектов и граждан. Подписан Договор по косвенным налогам. Определены единые минимальные ставки НДС и акцизов. Создали и ввели в эксплуатацию уникальную систему по администрированию косвенных налогов (ИСА КН), куда передается весь объем информации о плательщиках НДС и совершаемых сделках. Это способствует избежанию двойного налогообложения для честного бизнеса, и созданию равных условий взаимной торговли и ценообразования. Следит за этим Наднациональный налоговый комитет. Внедрение ИСА КН, по экспертным оценкам, дает не менее 200 млн долларов в экономику Беларуси ежегодно.
В области единых правил конкуренции действует межправительственное соглашение, направленное на недопущение монополистической деятельности и противодействие недобросовестным участникам рынка.
Для обеспечения безопасности международных автомобильных перевозок функционирует интегрированная система транспортного контроля. Заранее известно, какая машина заезжает, и кто за рулем.
В мае этого года вступило в силу соглашение о международных автоперевозках. Поэтапно переходим к безразрешительной системе выполнения перевозок грузов в третьи страны и из них. Также теперь разрешаются каботажные перевозки в рамках реализации инвестиционных проектов, договоров, строительно-монтажных работ при их осуществлении на территории одной из наших стран с привлечением автотранспорта другой.
В начале этого года заработал единый механизм применения навигационных пломб для отслеживания автомобильных перевозок в отношении отдельных категорий товаров. Это стало дополнительным цифровым решением, направленным на обеспечение безопасности транзитных перевозок и минимизации рисков при транспортировке грузов.
С января этого года также взаимно признаются визы, выданные нашими странами и отметки о пересечении внешней границы Союзного государства. Это стало возможным благодаря вступлению в силу соответствующего Соглашения.
Над какими проектами сейчас идет работа?
Дмитрий Вольвач: В данный момент работаем над еще одним проектом - ведение электронного документооборота в сегменте B2B и G2B. В апреле прошлого года подписали Соглашение по взаимному признанию ЭЦП, а сейчас перешли к практическим шагам его реализации. Электронный документооборот позволит участникам трансграничной торговли упростить доступ к государственным закупкам, сократить временные и финансовые издержки.
Сейчас работаем над созданием единого информационного-технологического пространства Союзного государства. Реализация этой инициативы позволит предоставить гражданам наших стран равный доступ к ряду государственных услуг на всей территории Союзного государства. Также прорабатываем вопросы равных условий деятельности высокотехнологичных компаний, развивающих наши информационные технологии.
Все эти меры в целом содействует формированию единого информационного и правового пространство, где для нашего бизнеса и граждан будут действовать общие и понятные правила, делают рынок безопасным и прозрачным, защищают потребителей от некачественных товаров.
Кстати
В рамках ПМЭФ-2025 запланировано несколько мероприятий, затрагивающих союзную тематику. Государственный секретарь Союзного государства Сергей Глазьев примет участие в качестве спикера в сессии "Сценарии технологической репатриации: роль и место зарубежных компаний на российском рынке" 18 июня. Также Госсекретарь 20 июня примет участие в качестве спикера в сессии "Формирование многополярной экономики: роль и место России и Евразии". Кроме того, Сергей Глазьев будет модерировать 19 июня обсуждение за "круглым столом" темы: "Союзное государство: на рубеже эпох".
В этом году в работе форума принимает участие представительная делегация Республики Беларусь. В обсуждении вопросов дальнейшего развития Союзного государства за "круглым столом" примут участие Министр экономики Беларуси Юрий Чеботарь, Посол Беларуси в России Александр Рогожник. Первый заместитель председателя комитета государственного контроля Республики Беларусь Дмитрий Баско принимает участие в сессии "Взгляд в будущее государственного аудита: приоритеты развития" 19 июня.
Кроме того, Форум посетят несколько министров Республики Беларусь.
Тематика Петербургского международного экономического форума этого года прямо фиксирует актуальную повестку, связывая устойчивое развитие территорий с углублением интеграционных институтов, способных защитить национальные интересы участников и обеспечить сбалансированное распределение выгод, отмечает председатель экспертного совета проекта "Экософия" Президентской платформы "Россия - страна возможностей" Вадим Петров. "Внутри Союзного государства России и Беларуси интеграция продвинулась дальше всего по направлениям институциональной и нормативной гармонизации. Реализовано почти 90% мероприятий 28 союзных программ, что обеспечило сближение законодательства в сфере таможни, налогов, финансового учёта, технического регулирования и промышленной кооперации", - подчеркивает эксперт. Союзное государство, указывает он, демонстрирует, что глубоко институционализированная региональная интеграция, опирающаяся на согласованные социально-экономические ценности, способна дать измеримый прирост взаимной торговли, инвестиционной активности и устойчивости к внешним шокам.