Минпромторг предложил фиксировать ценовой коридор на «борщевой набор»
В Минпромторге предложили при поставках в ретейл фиксировать вилку цен на овощи «борщевого набора». Речь идет о заключении долгосрочных контрактов между поставщиками и розничными сетями. Понятно, что установить единую цену на весь год невозможно, но вот если прописать ценовую вилку, обозначив минимальную и максимальную отпускную цену продуктов, торговля будет обеспечена товаром, а цены останутся стабильными для покупателей.
Производитель обязан будет учесть этот коридор цены в течение года под гарантированный объем поставки, но зато будет уверен в том, что заказ найдет своего покупателя и у него всегда заберут тот объем, который он произведет.
Идея удерживать цены в долгосрочных контрактах между поставщиками и торговыми сетями не нова, говорит руководитель проекта «Ягодная академия», генеральный директор ИА FruitNews Ирина Козий:
Ирина Козий генеральный директор информационного агентства Fruitnews «Идея формирования и заключения долгосрочных контрактов между производителями овощей, фруктов и торговыми сетями не нова. Сейчас многие сети уже подходят либо даже воплощают этот формат в виде каких-то агроконтрактов, долгосрочного взаимодействия со своими поставщиками, появляются проекты, в рамках которых розничные сети могут финансировать производство продукции, заранее выплачивая часть ее стоимости. Это помогает и производителю в какой-то степени планировать свою работу и доходы, и помогает розничным сетям понимать, какой объем продукции им будет доступен и по какой цене. Если смотреть на опыт европейских коллег, то это практически повсеместно внедренная практика в очень многих категориях плодоовощной продукции. Сложность возникает тогда, когда производитель не может предсказать собственную себестоимость работы, когда на протяжении года внезапно повышается ставка кредитования, растет стоимость техники из-за введения утильсборов, возникают какие-то дополнительные платежи и ограничения и косты, на которые он не мог рассчитывать изначально, и вот здесь, как правило, возникают все сложности, с этим связанные. Это поможет производителям и сетям планировать свою работу, но это требует и от производителей, и от сетей более тщательной работы над анализом того, что происходит в отрасли, с производством, на рынке, как много розница сможет реализовать».
Не видит успеха в этом предложении президент ассоциации «Псковский фермер», руководитель крестьянского хозяйства «Прометей» Александр Конашенков. Проблему нужно решать иначе, считает он:
— Необходимо подходить с другой стороны, необходимо определять рентабельность выращивания овощей, дальше определяется, какое количество овощей производится, какое необходимо для нашей страны и почему получился такой скачок цен, никто же не анализировал, а предлагают вот это дело заключать. Эти контракты уже давно заключены между поставщиками и продавцами, только продавцы хотят как можно больше себе получить прибыли.
— Вы эту инициативу не поддерживаете и считаете, что это убыток для поставщика?
— Это не убыток, это очередная глупость, надо по-другому выходить из ситуации. Наш вариант такой, что делать большие логистические центры, которые могли бы сами продавать. Мы же для чего стараемся — чтобы народу подешевле это было. Если овощи производят небольшие хозяйства, у которых самих выхода на эти рынки нет, значит, они должны это куда-то сдавать, возить овощи, то есть какой-то логистический центр, хаб, что-то еще, где им будут платить нормальные деньги, которые позволили бы жить и работать, и каждый год рентабельность складывается разная в зависимости от хозяйства. Я не понял этой вилки, начиная от минимального до максимального, зачем она вообще? Это, получается, в связи с ценовым рынком в общем или в связи с тем, что нужно хранить. Тут большой вопрос, если бы производители овощей имели хранилища, в которых они могли бы хранить свои овощи, то они тоже могли бы влиять на цену. А так у большинства нет нормальных хранилищ, небольших фермерских хозяйств, где они могли бы сохранять до весны свою продукцию.
В мае по сравнению с предыдущим месяцем цены на овощи борщевого набора, за исключением картофеля, росли двузначными темпами. По данным Росстата, больше всего подорожала свекла — более чем на 19%, обогнав лидирующую до этого капусту. Цены на морковь выросли на 18%, лук — на 14%, капусту — на 12%.