МОСКВА, 12 июня. /ТАСС/. Россия за счет развития Северного морского пути и системы сухопутных транспортных коридоров на своей территории может помочь Китаю минимизировать негативные последствия возможной дезорганизации морской торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Такое мнение в интервью ТАСС выразил декан факультета международных отношений МГИМО МИД России, член научно-экспертного совета при Совете безопасности РФ Андрей Сушенцов.
"США стремятся спровоцировать Китай на резкий, конфронтационный шаг в отношении соседей. Цель - подорвать доверие к Пекину в регионе, ослабить его экономические связи и изолировать. Вашингтон считает, что времени на это остается все меньше - ситуация развивается не в пользу Соединенных Штатов", - сказал собеседник агентства.
По его словам, "в американском экспертном и политическом сообществе 2027 год давно фигурирует как возможный рубеж, к которому Пекин может решиться на активные действия, например, в отношении Тайваня". "Об этой дате говорили представители не только администрации [экс-президента США] Джо Байдена, но и команды [нынешнего американского лидера] Дональда Трампа. Это говорит о тревожных настроениях в США. Китай демонстрирует уверенный рост, его экономика динамична, а регион - наиболее быстроразвивающийся в мире", - добавил эксперт.
"Поэтому Китай становится основной целью американской стратегии "сдерживания и отбрасывания" - концепции, которую США использовали в отношении СССР, в том числе во Вьетнаме и Корее. Сегодня Вашингтон видит, что Пекин обладает внушительным военным арсеналом, строит надежную систему ядерного сдерживания и может достичь относительного паритета в течение ближайших пяти лет. В Конгрессе США уже признают, что Пекин завоевал превосходство в западной части Тихого океана", - отметил Сушенцов.
Сценарии давления на Китай, по словам политолога, "включают не только прямое военное столкновение, но и осуществление кибератак, гибридных операций и операций под чужим флагом". По мнению аналитика, "главная уязвимость китайской экономики - морская торговля: 90% экспортно-импортных поставок идут по морю, включая более половины поставок газа, особенно важны Тайваньский и Малаккский проливы, через которые идет 24% и 64-65% китайской морской торговли соответственно". "США уже не скрывают своего стремления ограничить доступ Китая к этим путям", - отметил он.
"Дестабилизация морской торговли в Восточной Азии напрямую затронет и Россию: часть российского экспорта идет по морю, а в случае кризиса возникнет резкий спрос на альтернативные сухопутные маршруты, включая проходящие по территории России. В этих условиях особое значение для России приобретают развитие восточного железнодорожного полигона, расширение железнодорожных веток, модернизация пунктов пропуска на границе с Китаем, цифровизация таможни. Китай, вероятно, обратит внимание и на Северный морской путь, но в ближайшей перспективе возрастет спрос именно на устойчивую сухопутную логистику - и здесь у России огромный потенциал", - заключил эксперт.
Пресс-конференция в ТАСС
9 июня на пресс-конференции в ТАСС был представлен доклад "Сценарии противостояния США и КНР: последствия для России" под редакцией Сушенцова и профессора кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО Андрея Безрукова, подготовленный при поддержке ГК "Дело".