Что показывает отчёт Центробанка о состоянии логистики в России в 2025 году
Что показывает отчёт Центробанка о состоянии логистики в России в 2025 году
ЦБ впервые включил в обзор региональной экономики структурированный анализ ключевых тенденций в транспортной и логистической сфере
28 мая 2025 года Банк России опубликовал 36-й выпуск аналитического обзора «Региональная экономика: комментарии ГУ». Документ готовится Главными управлениями Центробанка по федеральным округам и предназначен для оценки текущих экономических процессов в регионах, включая развитие логистики и транспорта.
В весеннем выпуске особое внимание уделено логистической отрасли — железнодорожным, автомобильным, морским и авиационным перевозкам. Отчёт демонстрирует ключевые вызовы и адаптационные механизмы логистики в условиях санкционного давления и структурных изменений.
Железная дорога: перегрузка и падение объёмов
По сравнению с концом 2021 года объёмы железнодорожных перевозок в России снизились на 12%. Почти все группы грузов демонстрируют отрицательную динамику:
Уголь: –22%Чёрные металлы: –24%Нефтепродукты: –16%Строительные материалы: –17%
Наиболее серьёзное падение отмечено в направлении портов Юга. В Новороссийск грузопоток сократился на 21%, по всему Азово-Черноморскому направлению — на 31%. Восточное направление, напротив, показало рост: объёмы перевозок в порты Дальнего Востока увеличились на 8%.
Среди ключевых причин: перегрузка инфраструктуры, нехватка подвижного состава и санкционные ограничения. Ряд компаний вынужден искать нестандартные решения для доставки грузов.
Автомобильный транспорт: рост перевозок и расходов
Автотранспорт вновь стал основным способом доставки. В первом квартале 2025 года объёмы автоперевозок превысили показатели конца 2021 года на 21,2%. Особенно выросли поставки из стран Азии.
Отчёт приводит кейс производителя электрооборудования из Псковской области, который полностью перешёл на автомобильные перевозки из Азии через СНГ, отказавшись от железнодорожной логистики.
Однако рост спроса сопровождается ростом затрат. Компании отмечают повышение цен на топливо, заработных плат водителям и расходов на обслуживание. В отдельных регионах, например, в Сибири, цены на автоперевозки снижены за счёт конкуренции со стороны транспортных компаний из СНГ.
Морская логистика: стабильность на фоне сдвига направлений
В январе–апреле 2025 года объёмы перевалки грузов в морских портах снизились на 2,8% по сравнению с 4 кварталом 2021 года. Это связано с сокращением отгрузок нефти и снижением экспортных квот на зерно почти на 60%.
Однако география торговых потоков смещается. Экспорт всё чаще направляется в Азию, Латинскую Америку и Африку. Импорт сконцентрирован на поставках сырья и оборудования из азиатских стран. Несмотря на высокие ставки, рост тарифов замедлился благодаря конкуренции между контейнерными линиями.
Воздушный транспорт: оживление после спада
Грузовая авиация по-прежнему занимает нишевую позицию. В первом квартале 2025 года объёмы авиаперевозок оказались на 59,3% ниже уровня конца 2021 года. Причина — резкое сокращение международных рейсов после 2022 года.
Тем не менее, есть позитивные сигналы. За январь–март объёмы международных грузовых перевозок выросли на 7% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года. Причины:
Рост электронной коммерции,Расширение маркетплейсов,Активизация азиатских авиакомпаний.
Наблюдается новый тренд: международные грузовые рейсы из Азии теперь всё чаще направляются напрямую в российские регионы, минуя Москву. Это сокращает сроки доставки на 3–5 дней и помогает оптимизировать логистику.
График: Динамика объёмов грузоперевозок (в процентах к 4 кв. 2021 г.)

#ЦБ #ЖД #Автотранспорт #Море #Авиа #Аналитика #Экономика #Грузоперевозки #Digital #ВЭД #Россия #Санкции #Импорт #Экспорт #Маркетплейсы