Поднять якоря: в северных регионах началась кампания по завозу грузов номер один
В Арктике начался северный завоз: жизненно важные грузы будут доставлены на труднодоступные территории 21 региона России - от Мурманской области до Чукотки.
Объем северного завоза, как рассказали в Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики, в нынешнем году сохранится на уровне 2024 года и составит 3,4 миллиона тонн.
Напомним, что закон о северном завозе вступил в силу в апреле прошлого года. Он призван централизовать поставки товаров на отдаленные территории и расширить ассортимент арктических прилавков. А самое важное - минимизировать риски сбоев при снабжении отдаленных территорий России, при которых возникает дефицит топлива и продуктов.
На Северо-Западе в перечень северного завоза входят территории Архангельской и Мурманской областей, Карелии и Коми, а также НАО, включая обитаемые острова и побережье морей Северного Ледовитого океана. Ненецкий автономный округ стал одним из первых регионов СЗФО, куда в этом году начали доставлять грузы для северов: по рекам и морю.
В первую очередь отправляется топливо. Часть энергоресурсов доставлена в город Печору - здесь суда с топливом ждали сигнала для похода в поселки и села НАО. Старт был назначен еще на 20 мая, но его поставил на паузу лед, скопившийся в устьях местных рек, поэтому начало завоза пришлось отложить.
Вместе с тем во второй половине мая открытыми ото льда оказались малые реки, на которых стоят деревня Тошвиска и село Великовисочное, поэтому суда с топливом, по словам главы Заполярного района НАО Надежды Михайловой, решили перенаправить в эти населенные пункты. В первую очередь будут доставлены грузы и в другие "внутренние" поселки и села НАО - Коткино, Щелино, Лабожское: они расположены на малых реках, замерзающих осенью раньше всего, поэтому отправка грузов сюда в приоритете.
Как стало известно "РГ", недавно две баржи с углем и дровами вышли из порта города Печоры в направлении Коткино. В районе села Великовисочного для разгрузки подошедшего топлива ждали плавкран. 1 июня еще одно судно вышло с дизельным топливом для Коткино и Щелино. Другое отправилось с дизтопливом в Харуту.
Тем временем своей очереди ждут поселки морского побережья и островов Ненецкого округа: Индига, Бугрино, Амдерма, Варандей, Варнек. Хотя это самые северные точки НАО, навигация в них завершается позднее, поэтому грузы сюда должны завезти до 30 сентября. Всего во время кампании по завозу в поселки и села НАО необходимо доставить 20 тысяч тонн угля, 7,3 тысячи кубометров дров, 10,8 тысячи тонн дизельного топлива, а также бензин, топливные брикеты. И, конечно, продукты и лекарства.
Отметим, что в 2025 году конкурсы на доставку грузов в округе начались еще в феврале, поэтому кампания стартовала к началу навигации и пока идет по плану. В отличие от осени 2023 года, когда репортажи о северном завозе в НАО, которые публиковала "Российская газета", больше напоминали сводки с поля боя: пока в поселке Бугрино заканчивались консервы, жители села Оксино цепляли баржу с топливом к своим лодкам и тащили по протоке Печоры в родное село. Все из-за того, что доставка грузов затянулась аж до начала зимы - суда не могли подойти к населенным пунктам из-за штормов, а также образовавшегося на побережье и в устьях рек льда.
Тем не менее в прошлом году в округе провели работу над ошибками и кампанию по завозу грузов организовали в сроки. В отличие от соседней Коми, где в Печорском районе она растянулась чуть ли не до лета. В этом году патовая ситуация с углем повторилась здесь в январе - хотя твердое топливо для Печорского района отгрузили еще в начале осени, по домам его начали развозить только 15 января. Причем качество угля было таким, что согреть им жилье оказалось очень сложно.
В правительстве республики заявили, что сложившаяся ситуация - наглядный пример того, как не должны работать руководители городов и районов: "Из-за банальных бюрократических проволочек и несвоевременно оформленных документов пострадали люди, живущие в глубинке".
Изменить ситуацию сможет только четкий порядок процедуры закупки и доставки топлива: в рамках муниципальных правил местным властям предстоит зафиксировать сроки, функционал и ответственность всех сторон - участников процесса. Оказалось также, что в других муниципальных образованиях подобные правила утверждены достаточно давно, а в итоге сложностей с доставкой всего самого необходимого там возникает значительно меньше, чем в Печорском районе.
Власти республики признали, что каждый подобный случай - это ЧС, и пообещали также отрегулировать работу тепловой компании Коми. Но перед грядущей зимой в республике необходимо завершить и реконструкцию котельных, перевод которых на биотопливо, по информации властей, явно затянулся. В том числе в Усть-Куломе и Койгородке.
Отметим также, что крупнейшим в Арктике портом северного завоза остается Архангельск. Через него грузы отправляются в морские гавани Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов, Республики Саха и Красноярского края. Недавно из Архангельска начали доставку грузов специалистам, работающим на полярных станциях Арктики, - в конце мая в первый рейс навигации отправился ветеран высоких широт "Михаил Сомов". На побережье Белого, Баренцева и Карского морей судно доставит топливо, продукты, оборудование, а также строительные материалы.
"Сомова" уже встретили полярники, зимующие на труднодоступной станции Святой Нос в Мурманской области. А в целом рейс продлится больше месяца: крайней северной точкой маршрута станет архангельский поселок Малые Кармакулы на острове Южном Новой Земли, а самой восточной точкой - станция Марресаля на Ямале. Дальше пройти не позволяет лед, поэтому "Сомов" вернется в Архангельск на дозагрузку и летом снова отправится с грузом снабжения на полярные станции России.
Тем временем
Комитет Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики совместно с Минвостокразвития готовит изменения в законодательстве, регламентирующем проведение северного завоза. Как рассказали в комитете, это связано с тем, что многоэтапная логистика кампании приводит к долгим срокам доставки, рискам сбоев в поставках и удорожанию грузов. Плюс к этому существенно возросла стоимость заемного финансирования, следствием которого стал рост цен на товары жизнеобеспечения.
Нововведения могут коснуться и субъектов федерации - регионы предлагается наделять полномочиями по утверждению собственного перечня грузов первой категории. В Госдуме также считают, что сегодня надо менять подходы к определению грузов второй категории, относя к ним не только поставки для государственных нужд. Народные избранники говорят и о том, что сегодня пора вводить ответственность за неисполнение норм закона "О северном завозе", включая подачу недостоверных сведений.