Продажи винограда в России за год выросли на треть

Розничные продажи винограда за 12 месяцев увеличились на 30%. Это самый большой показатель среди пяти видов наиболее востребованных в рознице фруктов, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитической компании «Нильсен». Продажи апельсинов, бананов и яблок при этом за год увеличились незначительно — около 1% по каждой из категорий.

Продажи винограда в России за год выросли на треть
© BFM.RU

Аналитики рынка отмечают, что популярность винограда у россиян возросла потому, что он стал более доступным — на 30 мая его средняя розничная цена составила немногим более 400 рублей за килограмм, что на почти 11% меньше год к году. Причиной снижения стоимости стал активный импорт винограда. Ситуация со стоимостью винограда неоднозначная, говорит генеральный директор информагентства Fruitnews Ирина Козий:

Ирина Козий генеральный директор информационного агентства Fruitnews «Цена на виноград может быть разной в зависимости от канала сбыта, направления поставок, качества продукции и так далее. Если рассматривать данные компании «Нильсен», то получится, что цена винограда практически не изменилась. По предыдущим месяцам мы видим, что скорее стоит утверждать, что цена винограда слабо менялась за последнее время. Связано это с тем, что в 2023 году — в начале 2024 года по винограду был фактически опережающий рост, стоимость винограда росла намного быстрее, чем большинства других фруктов. В последний год мы видим некоторое изменение этого тренда, некоторое успокоение. Если говорить по росту объема реализации, то в последнее время были налажены новые каналы поставок из ряда стран. Как правило, крупнейшим поставщиком винограда на российский рынок в последние несколько лет являлась Турция, сейчас мы видим, что появляется виноград и китайского происхождения, наращивают поставки производители винограда из Египта, Индии, стран Центральной Азии, предложение на рынке расширяется. Если рассматривать рынок, то у нас есть три крупнейшие категории, крупнейшие они потому, что это наиболее массовые плоды, которые реализуются по самой низкой цене, это бананы, яблоки и цитрусовые. Как правило, эти три категории очень четко конкурируют между собой по цене. Когда у нас в 2014 году резко начали расти цены на яблоки, потребители стали переходить на бананы, в 2022 году — в начале 2023-го нарушилась логистика поставок бананов, подорожал этот вид фруктов, и потребление сместилось в сторону цитрусовых. В зависимости от ситуации на рынке идет такая конкуренция».

Эксперты отмечают, что более доступным для российского потребителя стал не только виноград, но и экзотические плоды, в частности манго, питахайя и авокадо. И спрос на них также растет. О потребительских трендах фруктового рынка говорит управляющий партнер Agro and Food communications Илья Березнюк:

Илья Березнюк управляющий партнер Agro and Food communications «В России за последние годы росло потребление фруктов. В 2024 году импорт фруктов в целом увеличился фактически на 2,4%, до 6,1 млн тонн в сравнении с 2023 годом. Это говорит о том, что потребление фруктов внутри страны растет, в частности винограда. Импорт винограда в прошлом году вырос. Потребление в целом фруктов, которое рекомендовано Минздравом, еще далеко от идеального, у нас по рекомендациям не менее 100 килограммов на душу населения, в среднем в Турции потребление около 145 килограммов фруктов в год. Цифры [по потреблению] варьируются в пределах 62-63 килограммов, что пока еще достаточно мало, исходя из рекомендаций ВОЗ и Минздрава. Но то, что россияне стали потреблять фрукты чуть больше и эта цифра прирастает по разным категориям, — это позитивный тренд в целом».

Помимо винограда, повышенным спросом у россиян стали пользоваться и нектарины, натуральные продажи которых увеличились за год на более чем 39%. Впрочем, согласно аналитике компании «Нильсен», их доля в объеме денежных продаж фруктов и овощей остается небольшой — менее 2%. Примерно такие же показатели у лимонов и авокадо.