В 2025 году производство майонеза в России вырастет на 4,5% - «Центр агроаналитики»

В текущем году производство в России майонезной продукции увеличится на 4,5 процента от того же периода 2024 года – до 929 тысяч тонн. Такой прогноз привели в «Центре агроаналитики» (принадлежит Минсельхозу) со ссылкой на аналитиков OleoScope.

Таким образом, в точных цифрах её выпуск станет больше на 41 805 тонн. Эксперты отметили, что это более высокий прирост чем годом ранее, когда он составлял всего лишь 2 процента. При этом отмечается, что к крупнейшим производителям майонеза и майонезной продукции (в том числе, соусов) относятся две компании — «Русагро» и «Эссен Продакшн АГ». Cреднюю рентабельность производства этой продукции в OleoScope оценивают в 15% Директор центра компетенций в АПК «Рексофт Консалтинг» Андрей Кучеров, на которого также ссылается агентство, объяснил рост производства увеличением экспорта. Он, в свою очередь, привёл данные федерального центра по развитию экспорта продукции АПК («Агроэкспорт», принадлежит Минсельхозу). Согласно им, только за январь—февраль отечественные компании вывезли за рубеж 15,5 тысячи тонн майонезной продукции. Это на 20 процентов больше, чем годом ранее. За весь текущий год экспорт, по прогнозу OleoScope, может увеличиться на 12,5% год к году до 135 тыс. тонн. 

Также в аналитическом агентстве привели другие данные по поставкам этой продукции. Доля экспорта от общего объёма её производства с прошлого года увеличилась с 13,5 до 14,5%. Крупнейшим импортёром за минувший год стал Казахстан, на который пришлась четверть объёмов. Ещё 13% купила Беларусь, 12,3 — Узбекистан, 11 — Азербайджан, 8 — Грузия. Всего в страны постсоветского пространства отправляется 85% объёмов, остальное ввозится в Азию. Успех с поставками российского майонеза аналитики объяснили более низкими ценами и высокой жирностью чем, например, у европейских конкурентов. Доля же импорта незначительна и составляет 0,5%. Кучеров уточнил, что, в основном, это нишевая продукция из Южной Кореи. При этом он отметил, что само потребление майонезной продукции в России тоже остаётся стабильным и одним из наиболее высоких в мире — 5 килограммов на человек в год. Однако его структура меняется. Интерес потребителей всё больше смещается от классического майонеза к соусам на его основе. Ведущий аналитик NTech Екатерина Назаренко считает, что увеличить потребление продукта помогут развитие сегмента общественного питания и активное строительство фабрик-кухонь. Директор по исследовательской деятельности АНО «Институт развития предпринимательства и экономики» Елена Кузьмина тоже считает, что этому способствует развитие сегмента готовой еды.

В то же время, с продажами майонезной продукции ситуация складывается неоднозначно. Например, по данным Nielsen, с апреля прошлого по конец марта текущего года розничные продажи майонеза в стране в натуральном выражении снизились на 3,5 процента, а вот столовых соусов — выросли на 3,6. В свою очередь, Назаренко отмечает снижение за тот же период натуральных продаж майонеза на 4%, несмотря на общий рост рынка продуктов на 5,7%.

Другие официальные оценки по производству и экспорту в России майонезной продукции по итогам текущего года и в последующие годы пока недоступны. Однако, учитывая указанные выше её хорошую рентабельность и преимущества, не исключается, что эти показатели будут расти.