Сокращение пошлин ударит по логистике
Художник: Юрий Аратовский Недавнее предварительное торговое соглашение между Соединёнными Штатами и Китаем, как можно предположить, станет причиной дефицита провозных мощностей на восточном направлении транстихоокеанского маршрута, считает вице-президент Ассоциации экспортеров и импортеров, СЕО и основатель ООО «Камертон+», координатор постоянной комиссии ЭКС по реализации таможенной политики при ФТС России Ирина Заседатель. Снижение тарифов на китайский экспорт до 30% (с прежних 145%) и на американские товары — до 10% (с 125%) уже оказывает влияние: ранее сдерживаемые грузы начали выходить на рынок, что подтверждают и морские перевозчики. До изменения тарифов объем перевозок упал на 30–40% (за месяц), сообщила эксперт «Инвест-Форсайту». Учитывая рост спроса, экспедиторские компании предупреждают: в ближайшее время стоит ожидать повышения спотовых ставок, введения дополнительных сборов и, что особенно важно, ограниченного количества мест на судах и контейнеров. В Китае скопилось большое количество грузов, и, по мнению Нериюса Поскуса, возглавляющего морские закупки в Flexport, суда уже загружены на 85–90%. В мае, на фоне резкого снижения спроса, было отменено свыше 40% рейсов, что по-прежнему сдерживает восстановление провозных мощностей. Поскус отмечает, что вернуть необходимые суда на этот маршрут быстро не получится — они были перераспределены на другие направления, и это может затянуться на несколько недель. На этом фоне он ожидает стремительного возникновения дефицита провозных мест в транстихоокеанском сообщении. Еще до подписания соглашения представители судоходных компаний указывали на риск перегрузки портов при резком росте объемов импорта из Азии. Так, генеральный директор Maersk Винсент Клерк подчеркнул феномен «догоняющего спроса». Кроме того, инфраструктура американских портов с 2020 года не претерпела значительных изменений, что может обострить ситуацию, — на это также обращали внимание участники Конференции по внешней торговле в Джорджии. «Дополнительную сложность представляет нехватка контейнеров, — добавляет Ирина Заседатель. — Из-за логистических перестроений часть пустых контейнеров была отправлена в Юго-Восточную Азию или осталась не возвращённой, что может усугубить дефицит оборудования».