Минсельхоз раскритиковал требования к биржевой торговле для аграриев
Минсельхоз видит серьёзные риски для сельхозпроизводителей при ужесточении требований по продаже их продукции на бирже. Министерство отправило в аппарат Правительства письмо, в котором выразило свою позицию, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на документ.
В письменном обращении говорится о новом законопроекте, который вносит изменения в закон «Об организованных торгах». В нём речь идёт о введении обязанности для сельхозпроизводителей продавать часть своей продукции на организованных торгах. Там, в частности, говорится о том, что Правительство может устанавливать перечень отдельных видов товаров для торговли и долю их продаж. В данном случае она не может превышать четверть от объёма производства, если иное не предусмотрено действующим законодательством. В Минсельхозе признали, что биржевая торговля сельхозпродукцией является одним из эффективных механизмов, которые могут позволить её производителям осваивать новые возможности и получать дополнительные направления сбыта. Однако там назвали ряд претензий к самому подходу.
Часть из них касается самого механизма. Прежде всего, по мнению министерства, обязательное участие в торгах на бирже повлечёт за собой увеличение затрат у аграриев, связанных с реализацией товаров. Раскритиковали в ведомстве и заявление о том, что биржевая торговля якобы сокращает до минимума цепочку посредников и обеспечивает возможность купить тот же товар по начальной цене. В письме министерство отметило, что в проекте закона не прописано норм, которые запрещают перекупщикам участвовать в торгах. Также обращение покупателя к производителю товара возможно и без участия в организованных торгах. Примером названы общедоступные сервисы Федеральной налоговой службы. А жёсткое определение объёмов продукции, которая подлежит реализации на бирже, может привести к ряду проблем. Прежде всего, фермеры, опасаясь не выполнить нормативы, будут вынуждены завышать объёмы законтрактованной продукции, что создаёт риски неисполнения обязательств при неурожае. Также это может снизить у сельхозпроизводителей интерес к организованным торгам, ограничить конкуренцию и затруднить доступ на рынок для небольших фермерских хозяйств, которые не имеют возможности гарантировать стабильные объёмы поставок. Сами же аграрии будут искать менее рискованные каналы сбыта. В Минсельхозе отметили, что фермер не может гарантировать тот или иной объём продукции, поскольку урожайность зависит от множества факторов, находящихся вне его контроля. «Необходимо учитывать специфику сельскохозяйственной отрасли и адаптировать нормативные требования к реальным условиям, чтобы избежать негативных последствий для аграриев и рынка в целом», - отмечается в письме.
Также в министерстве не поддержали заявления о серьёзной выгоде от биржевых торгов. В частности, там не согласны с позицией о наибольшей эффективности этого механизма для формирования конкурентной рыночной цены. Там сослались на данные Национальной товарной биржи (НТБ, оператор торгов, входит в Группу «Московская биржа») на примере сахара. Например, в Центральном округе ценовое средневзвешенное значение биржевого индекса на продукт что среднее ценовое значение биржевого индекса сахара в Центральном округе по данным на 17 апреля этого года составляло 59 712 рублей за тонну, в то время как для внебиржевого оно составляет 59 507. Таким образом, цены сопоставимы, а значит, о серьёзной эффективности говорить не приходится. Было выражено сомнение и в словах разработчиков законопроекта о том, что его принятие будет способствовать расширению линейки товаров, продаваемых на организованных торгах, и формированию прозрачных ценовых индикаторов. В аграрном ведомстве более целесообразным подходом к расширению списка продукции назвали не введение обязательства торговать на бирже, а разработка мер по повышению привлекательности и эффективности биржевых инструментов. Например, это может быть снижение финансовых и административных издержек для производителей, стремящихся выйти на биржу.
Справка ROSNG
Подготовка законопроекта, который обязывает аграриев продавать часть продукции на бирже, началась в конце марта текущего года, сообщало РБК. В нём прописаны конкретный список продукции, подлежащей реализации на бирже, условия её продаж и наказание за невыполнение этих требований.