Первый заместитель губернатора Ростовской области: главный актив — это люди

— Алексей Николаевич, одной из самых актуальных задач для вас сейчас является корректировка Стратегии социально-экономического развития региона. На какие направления будут сделаны акценты? Каким вы видите образ региона, который будет создан в этом документе?

Первый заместитель губернатора Ростовской области: главный актив — это люди
© ТАСС

— Работа по актуализации Стратегии уже началась, и ведем мы ее совместно с экспертным сообществом. Мы пытаемся сейчас определить новые точки возможного роста, где мы могли бы показать максимальную эффективность. К примеру, сельское хозяйство. У нас одна из самых сильных селекционных баз в стране. В нынешнем документе об этом сказано немного, а я считаю, что это серьезный потенциал с учетом политики импортозамещения. На вопросы, что для этого нужно, конкретный ответ — обновление материально-технической базы. Соответственно, если это направление найдет свое отражение в обновленной Стратегии в виде конкретных мероприятий, то для нас это и будет примером новой точки роста.

— Когда должен быть готов этот документ?

— Через месяц уже будет первый проект документа. Мы провели порядка 15 отраслевых сессий, еще 7 впереди. Это очень интересная работа на самом деле, ведь люди по-настоящему заинтересованы в завтрашнем дне и в том, как сделать его лучше. Мы понимаем, что возможна ситуация, когда мы приедем в муниципалитет обсуждать Стратегию, а у людей проблемы на местах с дорогами или канализацией, и как им рассказывать про эти глобальные вещи? И это справедливая реакция. Мы тут иллюзий не питаем, поэтому сейчас как раз и думаем, каким образом все-таки сделать так, чтобы люди могли поучаствовать именно в формировании образа будущего всей Ростовской области, при этом не забывая про конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются. Ведь мы развиваем экономику не ради экономических показателей, а чтобы улучшить качество жизни людей.

— Регион планирует стать логистическим хабом. Какие проекты будут реализованы для достижения такого статуса?

— Географически расположены мы замечательно. У нас семь портов, ключевые федеральные трассы, развитое железнодорожное сообщение. То есть, по сути, ворота с востока на запад, с севера на юг. Я проехался по логистическим центрам, которые строятся. Объективно они не загружены — где-то на 60%, где-то на 40%. К примеру, Батайская промышленная зона — пустой современнейший логистический центр. И при этом у всех есть понимание по развитию, есть готовность к расширению и строительству второй, третьей очередей.

— Почему, как вы полагаете, мощности не дозагружены?

— Это вопрос товаропотока. Мы сейчас изучаем — куда идут товаропотоки. У нас, например, по железной дороге через Ростовскую область ежедневно 6,5 тыс. вагонов проходит. У нас остается тысяча, а пропускная способность Новороссийска 3 тыс. вагонов. Соответственно, где еще 2,5 тыс.? Сейчас Мариуполь закрыт, товарные потоки частично у нас формируются на ДНР и ЛНР. В ближайших планах встреча с "РЖД-Логистик", чтобы искать инструменты и возможности предложить себя как логистический хаб с точки зрения перевода на себя товарных потоков. Базовую инфраструктуру мы создали, но нужно продумать, как это загрузить — за счет каких организационных, административных инструментов и финансовых условий.

Эту тему мы также планируем отразить в Стратегии развития.

Если говорить о портах, то сейчас из-за Крымского моста в Таганрог все суда приходят пустыми. Соответственно, у нас сейчас все порты потеряли половину своей возможной прибыли. Как только ситуация стабилизируется — наши порты начнут развиваться, будет бурный рост.

— Алексей Николаевич, у вас огромный опыт в работе экономического блока. Вы уже погрузились в структуру экономики региона, готовитесь представить потенциал на крупнейшем экономическом событии страны — ПМЭФ-2025. Как вы оценили показатели валового регионального продукта (ВРП) региона? Доля какой сферы в нем наиболее существенна?

— ВРП региона за 2024 год превысил 2,9 трлн рублей. В 2025 году темпы роста ВРП ожидаются не ниже уровня прошлого года и показатель превысит 3,1 трлн рублей. Если сегментировать, то более 22% объема ВРП в этой структуре приходится на промпроизводство. При этом мы видим, что по итогам первого квартала 2025 года идет его спад. У нас располагается крупнейшее предприятие, "Ростсельмаш", которое имеет значительную долю в самом объеме промпроизводства. В настоящее время оно отмечает объективное падение спроса на сельхозтехнику. Сейчас работаем над тем, чтобы нивелировать эти последствия и все-таки сохранить темпы производства. Самое важное сейчас — не потерять людей. Если остановится предприятие, на котором 15 тыс. человек участвуют в производстве, то назад их собрать мы уже не сможем. Главный актив — это люди.

— С чем связано падение спроса?

— Высокая процентная ставка. В настоящее время есть новая программа льготного кредитования по сельхозтехнике с процентной ставкой около 14%. Селяне психологически не готовы столько платить. Тем более что у них есть альтернативная возможность положить деньги на депозит под 20%. Пытаемся решить этот вопрос комплексно — своими инструментами, с участием Минсельхоза, Минпромторга, самих акционеров. Задача одна — это сохранить работоспособность предприятия. Техники на складах стоит много, но наш главный ресурс, повторюсь, люди.

— Агентство инвестиционного развития (АИР) Ростовской области прогнозировало торможение инвестактивности в регионе в 2025 году, в частности в сфере промышленности. Как вы полагаете, с чем это связано?

— Все говорят про сложную макроэкономическую ситуацию. Но инвесторы корректируют планы в сторону скорейшего запуска мощностей, чтобы быстрее начинать экономическую деятельность. Предприятия строятся, никто не замораживает ничего, паники нет. Несмотря на санкции и изменения в денежно-кредитной политике, инвестиции в экономику региона растут уже шестой год подряд. По итогам 2024 г. объем инвестиций превысил 717 млрд рублей, частные инвестиции составили 519,5 млрд рублей.

— Сколько объектов входит в инвестпортфель региона в настоящее время?

— У нас сейчас общий портфель состоит из 584 проектов на общую сумму почти 900 млрд рублей. В благоприятном инвестиционном климате большую роль играют те инфраструктурные условия, которые мы создали, и в этом отношении большая ставка делается на особую экономическую зону (ОЭЗ) промышленно-производственного типа "Ростовская", она пользуется спросом именно потому, что здесь уже созданы все условия для запуска новых производств — монтируй оборудование и начинай выпуск продукции.

Понимаете, вот мы все время создаем инвестклимат за счет снижения налогов. Но бизнес готов платить налоги, если он будет нормально зарабатывать и снижать свои издержки. То есть они не пытаются избежать уплаты налогов. Поэтому и будем сейчас стараться найти возможности, где мы снизим издержки предприятий не за счет снижения налогов, а за счет, например, сокращения потерь внутри предприятия, повышения оборачиваемости капитала и расширения рынков сбыта и др. Из-за освобождения от уплаты налогов "слетает" ресурсная база региона. А налоги — это наши социальные обязательства, лавочки, цветы, парки, чистота. То есть мы должны работать над тем, чтобы увеличивать эти налоговые поступления. В этом направлении хочется поработать с нашим инвестклиматом — именно с точки зрения предоставления более комфортных, выгодных базовых ресурсов для предприятий.

— Регион стал пилотным по внедрению стандарта креативных индустрий, стратегии развития этого направления. В каких направлениях они наилучшим образом развиты?

— Креативные индустрии сейчас в основном ассоциируются с ИТ. Доля ИТ в самих креативных индустриях в Ростовской области — 30%. Преимущество креативных индустрий в том, что для их развития не требуется серьезных капиталовложений на старте, а прибыль может быть высокой и почти сразу. То есть достаточно серьезная добавленная стоимость будет формироваться при малых капитальных затратах. Я считаю ростовчан и себя лично достаточно креативными людьми. И это проявляется везде, даже в сфере общественного питания. У нас здесь совершенно иной уровень качества и сервиса. Это тоже креативная индустрия. Нужно их масштабировать за пределы региона. Моя цель как руководителя экономического блока — сделать так, чтобы ростовчане больше зарабатывали. Если они больше зарабатывают — мы получаем больше налогов, у нас растет ВРП, и у нас появляется возможность построить новую сильную экономику региона.

промо изображение