Бизнес предложил изменить законопроект о сроках уплаты налогов и методах надзора
По его словам, законопроектом предлагается изменить текущий порядок, при котором налог уплачивается в первый рабочий день после выходного дня и предлагает считать днём окончания срока уплаты налога предыдущий рабочий день, если установленный срок приходится на выходной. «Это изменение вызвано стремлением исключить кассовые разрывы в бюджетной системе. Однако здесь реальных бюджетных рисков от смещения платежа на один день не усматривается, так как платежи поступают до конца месяца. Более того, в большинстве месяцев года срок уплаты налога 28-го числа не нарушает интересов бюджета. Предлагается сохранить текущую редакцию статьи 6.1 НК РФ для сохранения ликвидности компаний, когда днем окончания срока уплаты налога считается ближайший день, следующий за выходным», – сказал Фадеев. Кроме того, законопроектом отменяется требование о письменной форме уведомления при вызове налогоплательщика в налоговый орган, что может создать правовую неопределенность в способах уведомления бизнеса о предстоящем визите к "налоговикам". Предлагается либо сохранить письменную форму, либо детализировать альтернативные допустимые способы уведомления предпринимателя, уточнил эксперт ТПП РФ. Законопроектом также предлагается разрешить налоговым органам проводить осмотр и выемку в рамках рассмотрения материалов налоговых проверок. «Такая мера не соответствует сути этих процедур, ведь сейчас они предполагаются только на этапе самой проверки. В этом усматривается потенциальный риск усиления административной нагрузки на бизнес», – заключил Фадеев. Проект содержит ряд изменений в части налогового мониторинга. Эксперт ТПП РФ отметил, что сейчас режим налогового мониторинга предусматривает, что в большинстве случаев не проводятся камеральные и выездные налоговые проверки: органы получают удаленный доступ к информационным системам организации, чтобы изучать бухгалтерскую и налоговую документацию в режиме реального времени. «Несмотря на это, законопроектом предлагается расширить перечень оснований для проведения осмотра (ст. 92 НК РФ) и при этом добавить право проводить выемку. В отношении участников мониторинга могут и сейчас проводиться выездные проверки - например, при проверке вышестоящим органом или при нарушении мотивированного мнения. Предлагаемые проектом закона меры могут в определенной степени нивелировать преимущества налогового мониторинга, как формы "мягкого налогового контроля"», – подчеркнул Фадеев. Кроме того, законопроектом предлагается продлить 50-процентное ограничение на перенос убытков прошлых лет на будущие периоды до 2030 года. Фадеев напомнил, что ограничение на перенос убытков – это налоговое правило, которое ограничивает, какую часть убытков прошлых лет компания может учесть при расчёте налога на прибыль в текущем периоде. «То есть если компания по итогам года понесла убытки (например, в 2024 году потратила больше, чем заработала), она может перенести эти убытки на будущие годы - в следующих периодах вычитать их из прибыли, снижая налогооблагаемую базу. В настоящее время действует 50-процентное ограничение на перенос убытков прошлых лет, которое вводилось в 2017 году как временная мера, однако конечные сроки этого ограничения неоднократно сдвигались. Текущий срок действия ограничения заканчивается 31 декабря 2026 года и его продление до конца 2030 года, как это предлагается проектом закона, может ограничить финансовую гибкость компаний в долгосрочной перспективе», – добавил эксперт. Заключение ТПП РФ, подготовленное в рамках оценки регулирующего воздействия, направлено в Минфин РФ. Ранее «ФедералПресс» сообщал о предложении ТПП России по реформированию института банкротства, особенно в части реструктуризация долга. Изображение сгенерировано нейросетью Kandinsky 3.1