Вероятность введения пошлин 500% для импортеров российской нефти крайне мала
Если США посчитают, что переговорный процесс по украинскому вопросу зашел в тупик, президент Дональд Трамп обещает ввести против России "ядерные санкции". В сенате США уже даже готов законопроект, в котором говорится о введении пошлин 500% против товаров из стран, покупающих у России нефть, нефтепродукты, газ, уголь и уран. Подобная мера - не просто фактический запрет нашего экспорта, но и одновременно вторичные санкции против импортеров энергетического сырья из России. Правда, опрошенные "Российской газетой" эксперты сомневаются, что Трамп рискнет ввести такие рестрикции.
От США не отстает Евросоюз, который, не дожидаясь результатов переговоров, уже предлагает странам G7 снизить price cap (потолок цен) на российскую нефть с 60 до 50 долл. за баррель. Предложение громкое, но весьма сомнительное, поскольку эффективность действия "потолка" оценивалась крайне низко даже его инициаторами. То, что сейчас российская нефть торгуется за рубежом ниже 60 долл. за баррель, не заслуга price cap, а следствие снижения мировых котировок. Но сам факт такой инициативы ЕС показателен. Это означает, что, если отношения России и Запада не начнут налаживаться, нас ждут новые и еще большие ограничения и запреты. А поскольку нефть остается главным источником доходов российского бюджета, то в первую очередь "давить" будут на нее.
Китай и Индия вряд ли откажутся от приобретения российских энергоресурсов - они составляют существенную долю в их энергобалансе
Главные покупатели нашей нефти - Китай и Индия. Казалось бы, они сейчас сильно зависят от нашей нефти и не должны слушаться США, но все не так просто. Для Китая, если не брать Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и ЕС, то США главный торговый партнер Поднебесной, взаимный торговый оборот - 688 млрд долл., из которых китайских товаров экспортируется в Америку почти на 525 млрд, а импортируется товаров из США в Китай - всего на 163 млрд. Весь торговый оборот Китая с Россией (наша страна на 8-м месте по объемам взаимной торговли) - 245 млрд долл., импорт из нашей страны - 129 млрд, экспорт - 116 млрд.
Та же история с Индией. Главный торговый партнер - США (оборот 129 млрд долл.), и экспорт индийских товаров в Америку в два раза превышает импорт американских в Индию. Россия в списке торговых партнеров Индии делит четвертое и пятое место с Саудовской Аравией. Причем мы больше экспортируем товары в Индию, нежели завозим к себе их продукцию.
Американский рынок критически важен для Китая и Индии. Фактически это их рынок сбыта, без него, а введение 500-процентных пошлин закроет им выход на него, экономика обеих стран остановится. К счастью для нас, США тоже попадут под каток собственных санкций, если рискнут ввести пошлины для покупателей наших углеводородов. Рост цен на все подряд и серьезное подорожание бензина на американских АЗС будет обеспечен. И тогда не будет никакой поддержки электората, благодарных потомков, и прощай давняя идея Трампа "сделать Америку снова великой".
По словам главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, пока санкции вводить никто не будет. Позиция Трампа в том, что надо не упустить шанс договориться с Россией. Если же этого не получится, то только тогда можно ждать новые рестрикции. Игнорировать можно санкции ЕС, но не США. Китай продолжит покупать российскую нефть, но уберет ее из статистики. "Не удивлюсь, если главным экспортером нефти в Китай из-за этого станет, например, Малайзия. Индия более осторожна, она действительно может снизить импорт нефти из России. Но пошлины для покупателей российской нефти мера достаточно рискованная для самих США", - говорит эксперт.
По мнению доцента Финансового университета при Правительстве РФ Валерия Андрианова, Китай и Индия вряд ли откажутся от приобретения российских энергоресурсов - они составляют существенную долю в их энергобалансе (а в Индии РФ является ведущим поставщиком нефти). Санкции имеют смысл только тогда, когда они реализуемы на практике. Если же их использование чревато серьезными экономическими потрясениями и превышает эффект от вторичных санкций США, то тогда их будут игнорировать. Нечто подобное уже произошло в случае с американскими импортными пошлинами по отношению к Китаю - не имеет значения, равны они 30% или 145%. Это запретительный уровень, подразумевающий полное прекращение торговли между двумя странами. Вашингтон, прекрасно понимая это, сдал назад. То же самое касается и угроз введения пошлины 500% против стран, покупающих нефть у России. Звучит и выглядит эффектно, но также бессмысленно. Если же допустить вариант того, что подобные санкции будут соблюдены, то тогда это приведет к резкому росту стоимости барреля, он наверняка уйдет далеко за отметку в 100 долл., и это ударит в том числе и по самим США, считает Андрианов.
Со сказанным согласна ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, которая подчеркивает, что принятие таких мер будет означать полное перечеркивание взаимных договоренностей США о снижении пошлин с Китаем. А это может вызвать весьма чувствительный ответ из Пекина. В том числе, теоретически, продажа всего пакета гособлигаций США, который сегодня держит Китай (765 млрд долл.).
Мильчакова отмечает, что вероятность введения пошлин 500% для импортеров российской нефти крайне мала, но есть и другие последствия таких вербальных угроз. В январе-апреле, по данным китайских таможенных органов, Поднебесная сократила импорт российских нефти - на 32% и сжиженного природного газа (СПГ) - на 27% в годовом выражении. Эксперт допускает, что со стороны Китая это является попыткой не обострять отношений с США.
В то же время снижение цен на нефть может мотивировать КНР снова наращивать объемы импорта нефти из России, уточняет Мильчакова. Страны уже обсуждают увеличение экспорта российской нефти по трубопроводу в КНР через Казахстан, чтобы, возможно, обойти вопрос санкций, которые касаются только экспорта российской нефти морским путем.
В результате, как запасной вариант, чтобы "сохранить лицо", Трамп может использовать идею ЕС о снижении потолка цены на российскую нефть. Мера малоэффективная, но громкая. По мнению Мильчаковой, вопрос о снижении price cap власти США держат на всякий случай "на столе", чтобы иметь способ давления на Россию. Но практического смысла в этом тоже нет, поскольку нефть Urals и так торгуется с дисконтом. На уровне Brent в 60 долл. за баррель российский cорт Urals будет продаваться по 50 долл. за баррель, то есть по цене price cap. Негатив для России будет заключаться в снижении нефтегазовых доходов, которые получится компенсировать, лишь ослабив рубль до 100 руб. за доллар и выше.