Может ли ЕС реально ограничить поставки нефти из России: тонкости нового пакета санкций
Ограничения никак не влияют на экспорт нефти Санкции Евросоюза затронули 75 физических и юридических лиц. Среди них – компании, работающие в нефтяном секторе и оказывающие логистические услуги. Европейские чиновники также ввели ограничения против 189 судов, которые будто бы стали частью теневого флота России. Так на Западе называют корабли, которые якобы перевозят российскую нефть. Ограничения против компаний – перевозчиков российской нефти за рубеж не окажут существенного влияния на ситуацию с экспортом, считает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «Судов, которые могут перевозить российскую нефть и которые не попали под санкции, еще достаточно», – пояснил собеседник «ФедералПресс». Российская нефть продается за границей ниже ценового потолка в 60 долларов. Ее предлагают примерно за 50 долларов за баррель, напомнил эксперт. «Санкции США и ЕС затрагивают только те суда, которые были ранее уличены в перевозке нефти из России в третьи страны по цене выше 60 долларов за баррель. Если это условие не нарушено, то танкер не может попасть под ограничительные санкции США, Европы или Великобритании. Экспорт российской нефти в третьи страны никакими инструментами не запрещен», – добавил Алексей Громов. По его словам, ограничения против российских нефтяных компаний со стороны европейцев также не отражаются на объемах продаж «черного золота» за рубеж. «Наши компании, подпадающие под блокирующие санкции Евросоюза и США, переоформляют свои грузы на другие структуры и в таких юридических рамках продолжают работать», – сказал Громов. Европейцы не решаются на масштабную эскалацию Оценки экспертов говорят, что принятые документы остаются лишь грозными прокламациями: у Брюсселя не так много рычагов давления. ЕС не обладает достаточными ресурсами, чтобы сделать свои санкции трансграничными, утверждает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. «Наказывать компании в других странах и третьих лиц за работу с Россией в ЕС не могут. Больше бы проблем возникло, если бы в Европейском союзе решились на какую-то масштабную эскалацию, например на [массовое] силовое торможение танкеров с российской нефтью в Балтийском море», – сказал Митрахович агентству. Он напомнил, что 14 мая ВМС Эстонии пытались задержать в нейтральных водах танкер Jaguar, шедший в российский порт под флагом Габона, но корабль не остановился и сумел сохранить курс, оторвавшись от преследования. «Я думаю, что ЕС без поддержки США на такую эскалацию и силовое давление не пойдет», – подчеркнул эксперт. Страны ЕС пытаются действовать в старой логике ограничительных мер, не пытаясь как-то усилить санкционные ограничения, считает собеседник агентства. «Они демонстративно хотят показать, что продолжают развиваться внутри идеологической концепции борьбы с Россией, но ничего нового придумать не могут, потому что все остальное связано с рисками для них, особенно без гарантий со стороны США», – сказал Митрахович. Таким образом, нефтяная отрасль пока остается в безопасности, заключил директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов. «Безусловно, это неприятно, но российская отрасль переживала и более серьезный санкционный удар», – подытожил он. Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин