Дефолт дефолтов: чем грозит мировой экономике первое снижение кредитного рейтинга США. Комментарий Семена Новопрудского

Международное рейтинговое агентство Moody's впервые в истории понизило кредитный рейтинг Соединенных Штатов Америки. Не так уж сильно — на одну ступень, со значения ААА до АА1. При этом агентство изменило прогноз с «негативного» на «стабильный».

Дефолт дефолтов: чем грозит мировой экономике первое снижение кредитного рейтинга США. Комментарий Семена Новопрудского
© BFM.RU

Причина такого решения — обеспокоенность агентства стремительным ростом госдолга Штатов при отсутствии у администрации Дональда Трампа видимых результатов по его сокращению. Плюс растущая стоимость заимствований.

Moody's ожидает, что госдолг США вырастет до 134% ВВП к 2035 году по сравнению с 98% в 2024-м. В ноябре 2024 года, к моменту победы Дональда Трампа на президентских выборах, госдолг Америки обновил исторический максимум, превысив 36 трлн долларов. При этом всего лишь 3 января 2024 года госдолг США впервые превысил 34 трлн долларов. То есть за неполный год он вырос на 2 трлн долларов. В номинальном выражении госдолг США является самым большим в мире. Еще хуже то, что его рост и рост стоимости его обслуживания может не поспеть за динамикой роста ВВП. Собственно, и тарифные войны Трамп затеял под предлогом уменьшения дефицита бюджета.

«Администрация США и конгресс не смогли договориться о мерах, чтобы повернуть вспять тенденцию к значительному годовому бюджетному дефициту и росту процентных расходов», — говорится в сообщении Moody's в качестве обоснования снижения кредитного рейтинга страны.

Средний ВВП Америки за 2024 финансовый год составил 28,83 трлн долларов. В результате отношение долга к ВВП достигло 123%. В марте этого года бюджетное управление конгресса предупредило, что к 2029 году госдолг страны побьет антирекорд времен Второй мировой войны и к 2055-му увеличится до 156% ВВП. Там считают, что момент, когда США окажутся не в состоянии выполнять свои финансовые обязательства и могут объявить дефолт по своим долгам, может наступить в августе или сентябре 2025 года.

Казалось бы, ничего страшного не происходит. США по-прежнему самая большая экономика мира, американские государственные облигации остаются одним из самых желанных и надежных активов в мире. А доллар пока с большим запасом главная резервная валюта для центральных банков, а также основная валюта мировых торговых расчетов. Более того, даже сам объем долга государств считается именно в долларах.

Однако рост цены заимствований в США на фоне неопределенности тарифной политики администрации Трампа, затеявшей и поставившей на паузу войну пошлин практически со всей планетой, от главного экономического конкурента Китая до островов, населенных исключительно пингвинами и тюленями, заставил одно из ведущих мировых рейтинговых агентств впервые понизить кредитный рейтинг США.

Проблема в том, что впервые в истории под осторожное сомнение ставится потенциальная платежеспособность главной экономической державы мира, эмитента главной мировой валюты. Причем происходит это в эпоху рекордной для человечества глобализации торговли и взаимозависимости подавляющего большинства государств от финансовой стабильности и состояния экономики прежде всего двух стран — США и Китая.

Государственные дефолты для современной экономики обычное дело. За последние 40 лет в мире произошло несколько десятков суверенных дефолтов по обязательствам перед иностранными кредиторами. Наиболее значительные из них, на сумму более 1 млрд долларов, происходили в Мексике (1982 год), Бразилии (1987-й), России (1998-й), Эквадоре (1999-й), Аргентине (2001-й), Греции (2012 и 2015-й), Украине (2016-й), Венесуэле (2017-й) и Ливане (2020-й). Самый крупный случился в Мексике — на 80 млрд долларов. При этом ни одна из этих стран не играла существенной роли ни в мировой экономике, ни на долговом рынке. Поэтому ни один такой дефолт не вызывал ни значимых экономических потрясений, ни обвала мировых финансовых рынков. Неприятно было только жителям этих конкретных стран.

Но в случае потенциального дефолта США ситуация окажется совершенно иной. Собственно, угроза того, что большинство годового бюджета Штатов будет уходить на выплату процентов по обслуживанию долга и со временем их потенциально может не хватить, является едва ли не главной экономической проблемой страны.

Потенциальный дефолт США мог бы стать практически синонимом дефолта всей современной мировой финансовой системы. Надежность некоторых других государственных бумаг — скажем, Швейцарии или даже Германии — не решит проблему из-за гораздо меньшего объема экономик этих стран по сравнению с американской. А Китай с его ограниченной конвертацией юаня, причудливым государственным регулированием валютного рынка и прецедентами разорения крупных компаний, которым вроде бы должно было помочь, но не помогло государство (в КНР показательно упразднили из-за долгов в 300 млрд долларов, в 3,75 раза больше, чем по крупнейшему дефолту государства за последние 40 лет, главного застройщика China Evergrande Group), пока явно не может быть адекватной альтернативой США на финансовых рынках.

Поэтому за успехами или неудачами администрации Дональда Трампа в борьбе с ростом госдолга США и стоимости американских заимствований придется пристально следить всему миру. С разорением главной экономической державы в эпоху глобальной торговли человечество до сих пор не сталкивалось. И всем будет лучше, если не столкнется.