В 2025 году производство алкогольной продукции в России упал на 26%
По итогам четырех месяцев 2025 года (январь - апрель) производство алкогольной продукции (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) упало на 26% - до 46,6 млн декалитров (дал), следует из данных Росалкогольтабакконтроля (РАТК). Причина - в повышении акцизов и минимальных розничных цен, говорят эксперты.
Больше всего снизилось производство слабоалкогольных напитков - на 96%, до 448,5 тыс. дал. То есть их фактически почти прекратили выпускать.
Выпуск плодовой алкогольной продукции сократился на 89,8%, до 498,8 тыс. дал.
Все крепкие спиртные (больше 9%) напитки показали снижение. Так, производство водки упало на 15,6%, до 19,1 млн дал; коньяка - на 22,7%, до 2 млн дал; других спиртных напитков (куда входит в том числе виски) - на 16,8%, до 2,4 млн дал; ликероводочных изделий - на 6%, до 5,1 млн дал.
Рост наблюдался только у тихих и игристых вин: первые прибавили 5,2%, до 11,6 млн дал; вторые - 6,9%, до 4,8 млн дал.
"Участники рынка в конце 2024 года на фоне изменения ставки акциза и минимальных цен сделали большие товарные запасы. В связи с этим были снижены объемы производства готовой продукции в начале текущего года", - объясняют в РАТК.
Так, с 2025 года налог на этиловый спирт и спиртосодержащую продукцию, а также алкоголь крепостью свыше 18 градусов вырос с 643 руб. до 740 руб. за литр безводного спирта. Минимальные розничные цены (МРЦ) увеличились на водку с 299 до 349 руб. за 0,5 литра, коньяк - с 556 до 651 руб. за 0,5 литра, бренди - с 403 до 472 руб. А на слабоалкогольные коктейли акциз еще с 1 мая 2024 года вырос почти втрое.
Между тем виноделы, изготавливающие свою продукцию из российского винограда, имеют право получить налоговый вычет по уплаченным налогам.
Производители алкоголя обычно в конце года работают "на склад" в ожидании повышения акцизов и МРЦ с нового года. Так случилось и в этот раз, соглашается президент гильдии "Алкопро" Андрей Московский.
"Основная торговля идет через федеральные торговые сети. И они достаточно негибкие с точки зрения принятия новых цен от производителей. МРЦ они меняют с 1 января. Но даже на продукцию, которая стоит всего на 10-15 руб. дороже, ценники меняются обычно только в марте. Поэтому март и был таким провальным - цены поднялись достаточно серьезно практически на весь алкоголь", - говорит Московский.
По его словам, уже в апреле производители оживились и "добавили хода", поскольку, по всей видимости, запасы, сделанные к концу года, стали уменьшаться. Поэтому выводы о том, насколько сократилось (или не сократилось) производство, корректно будет делать только по результатам полугодия, считает Московский.
Но падает не только производство, но и потребление алкоголя. По данным РАТК за первый квартал (за четыре месяца еще нет), продажи упали на 16,2% год к году, до 48,54 млн дал. Московский обращает внимание на неравномерность объемов потребления разного алкоголя. Так, водки продается вдвое больше, чем всего остального алкоголя. Бренди - второй по продажам. Поэтому если снижаются их продажи, это сразу ощутимо в общей статистике.
Отчасти вносит свой вклад в снижение потребления антиалкогольная кампания (точнее, шумиха вокруг этого вопроса), развернувшаяся сейчас в нескольких регионах, считает эксперт.
Но в последнее время падают продажи далеко не только алкоголя, но и многих других товаров, отмечает Московский. И дело тут не в снижении доходов (с этим все в порядке), а в стремлении потребителей отложить свободные средства на вклады, проценты по которым сейчас из-за высокой ключевой ставки очень привлекательны.