Эксперты оценили эффективность новых мер поддержки российской угольной отрасли
Утверждены меры вывода из кризиса российской угольной отрасли. Действия согласованы в правительстве. Письмо вице-премьера Александра Новака (копия есть у "Российской газеты") с указанием запланированных мероприятий также получило резолюцию президента РФ "согласен".
В документе сообщается, что в 2024 году угольная отрасль страны показала убыток 112,6 млрд руб., а только в январе 2025 года - 7 млрд руб. Причины: снижение мировых цен на уголь, налоговая нагрузка, укрепление рубля, импортные пошлины на наш уголь в Индии и Китае, а также рост тарифов на перевозку угля по железной дороге и ее ограниченные возможности для вывоза по Восточному полигону (БАМ и Транссиб). Кроме того, на работу отечественных угольщиков повлияли санкции. Эмбарго Евросоюза на покупку российского угля действует с августа 2022 года (на Европу приходилось чуть менее 25% экспорта), закупки также сократили Япония и Южная Корея. Все это привело к росту дисконта на наш уголь и подорожанию логистики, покупки и обслуживания горной техники.
Основная причина кризиса отрасли - падение мировых цен на уголь
Угольную отрасль нельзя назвать локомотивом экономики России, но для некоторых регионов (Кузбасс, Хакасия, Красноярский край и других) она системообразующая. Кризис отрасли не может не отражаться на экономике этих территорий, в том числе на уровне жизни живущих там людей. В зоне риска, по оценке Минэнерго и Минэкономразвития, находится 30 предприятий с совокупной добычей 30 млн тонн в год (около 7% от общей добычи России). На этих предприятиях трудятся 15 тыс. человек.
Ничего поделать с мировыми ценами на уголь мы не можем, а вот изменить условия для угольщиков внутри страны возможно. В первую очередь речь о логистике и налогах. Как отмечает партнер NEFT Research по консалтингу Александр Котов, основной драйвер падения отрасли - снижение мировых цен. При этом выросла (по отдельным компонентам - до двух раз) и нагрузка со стороны государства (экспортная пошлина), а также РЖД и логистических компаний. Все это наложилось на двойное налогообложение на ключевом рынке сбыта - в Китае, который ввел пошлины на ввоз российского угля. С пика ценового ралли на рынке угля 2022 года доходность экспортных поставок твердого топлива из России упала более чем на 8 тыс. руб. с тонны, что привело к убыточности большинства производителей. В 2024 году падение угольных цен ускорилось: 40-50% к максимальным уровням 2022 года. Удорожание логистики для российских компаний составило 1,5 раза к уровню 2022 года. Ухудшение доходности внешних поставок - в 3-4 раза. Снижение экспорта - на 12% относительно 2022 года, приводит данные эксперт.
Экспортные пошлины на уголь уже отменены. По оценке Котова, это позволило улучшить экономику зарубежных поставок угля на 340-650 руб. с тонны, в зависимости от направления поставки и вида угля.
Нельзя бесконечно дотировать отрасль, которая работает в рыночных условиях
В письме вице-премьера перечислены другие запланированные меры. В том числе РЖД должны заключить соглашение с угольщиками Хакасии о гарантированном вывозе угля. С 1 мая до конца года опять же РЖД должны предоставить скидку 12,8% на экспортные перевозки угля в западном (порты Балтики) и южном (Черноморские порты) направлениях. На тот же период предлагается возобновить действие понижающих коэффициентов 0,4 на дальность и 0,895 для энергетического угля. Кроме того, предлагается создать на базе ВЭБ.РФ специализированный инструмент по реструктуризации, санации и оздоровлению предприятий угольной отрасли.
Эксперты оценивают перечисленные меры как действенные, но временные и не решающие глубинные проблемы отрасли, хотя, возможно, такой цели и не было. По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, широкие протекционистские меры для угольной отрасли, в первую очередь в силу ряда социальных факторов, назрели, но их временной интервал должен быть ограничен. Нельзя бесконечно дотировать отрасль, которая работает в рыночных условиях. Это мощнейший дестимулирующий сигнал. Частичное перекладывание финансовой нагрузки на перевозку угля железной дорогой на других грузоотправителей нарастит объемы перекрестного субсидирования, от которого государство стремится, наоборот, избавиться, признавая его экономическим атавизмом. Но в текущей ситуации приходится выбирать неидеальные решения. Участие ВЭБ.РФ позволит оздоровить финансовое положение ряда предприятий, но это точечное, тактическое решение, уточняет Станкевич.
По мнению партнера Kept Сергея Казачкова, перечисленные меры, скорее всего, окажутся недостаточными для многих угольных предприятий, которые добывают не самые премиальные энергетические угли. Высокие логистические затраты, а также низкие цены реализации угля и укрепляющийся рубль в кратко- и среднесрочной перспективе приведут к убыточности поставок через Балтику или Юг. Для многих компаний работа останется все еще ниже себестоимости добычи, особенно если у них есть долговая нагрузка. Без роста мировых цен на уголь и ослабления рубля предложенных мер будет недостаточно для выхода компаний угольной отрасли из кризисного состояния.
Котов считает, что в случае реализации всех мер поддержки угольная отрасль останется на плаву. Чуда не будет - без заметного роста мировых цен - минимум на 30% от текущих уровней - отрасль продолжит балансировать на грани рентабельности.
Наиболее жесткую оценку высказал зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер", член экспертного совета конкурса "АЗС России" Дмитрий Гусев. С его точки зрения, все меры поддержки угольной отрасли помогут пережить отрасли "тяжелые времена", но только если эти "времена" закончатся, и цены на уголь вырастут. Возможен же и другой вариант, что мировые цены останутся на сегодняшнем уровне или даже еще опустятся.
У нас, к сожалению, не хватает железнодорожных и портовых мощностей для транспортировки и экспорта угля, у нас нет никакой переработки угля и углехимии, у нас нет программы по автоматизации угледобычи, нет добычи метана из угольных пластов и синтеза топлива из угля, сетует эксперт. Без развития этих сегментов отрасль не спасти. Понятно, что в угольной промышленности заняты люди, но уже сейчас уровень субсидий в отрасль равноценен или превышает суммарный объем зарплат, который выплачивается работникам отрасли, отмечает Гусев.
Еще один момент связан с загрузкой РЖД, от чего зависят поставки других отраслей экономики, к примеру, нефтепродуктов, стройматериалов или удобрений. Железная дорога не резиновая, если повезут больше угля, чего-то другого повезут меньше. Если этим "чем-то" окажутся нефтепродукты, то возможны перебои с топливом в регионах.
Что касается прогнозов, то с учетом принимаемых мер, по оценке Котова, в 2025 году добыча и экспорт угля в России останутся на прошлогоднем уровне, приблизительно 430 млн и 200 млн тонн соответственно. В условиях низких цен и отрицательной доходности "спасением" для российской угольной отрасли может стать существенное ослабление курса рубля и государственная поддержка в виде субсидирования логистических затрат. В период до 2027 года спрос на уголь будет колебаться в узком диапазоне. Китай сохранит доминирующую роль на мировом угольном рынке, но ожидаемое охлаждение его экономики приведет к снижению потребления угля. Одновременно темпы роста индийского импорта замедлятся из-за развития внутренней добычи. До конца года не ожидается ощутимых подвижек в мировой торговле твердым топливом. Китай и Индия наращивают угольное производство, при этом спрос на уголь остается слабым, считает эксперт.
При этом, по мнению Станкевича, вопрос формирования полноценной программы развития угольной отрасли остается приоритетным. Это задача номер один для Минэнерго и угольных компаний. В программе важно учесть, что мировое потребление угля будет изменяться в сторону увеличения доли металлургических марок, а расширение пропускной способности инфраструктуры, снижение высоких логистических затрат позволит России и приумножить объемы экспорта даже в условиях сужающегося мирового спроса.