В Ливии объявили о введении чрезвычайного положения

Обновлено в 17:57

В Ливии объявили о введении чрезвычайного положения
© BFM.RU

Правительство национального единства Ливии объявило о введении чрезвычайного положения. Этой ночью в столице страны Триполи шли настоящие уличные бои. При этом использовалось не только стрелковое, но и тяжелые виды вооружений. Были слышны взрывы и стрельба из крупнокалиберных пулеметов. Сообщается даже о применении систем залпового огня.

Обстановка резко обострилась после того, как накануне вечером в штаб-квартире столичной армейской части был убит глава службы безопасности при президентском совете Ливии Абдель Гани аль-Кикли. Пострадали шесть человек. Жителям города было рекомендовано не покидать свои дома. Временно была приостановлена работа аэропорта Триполи.

Утром Минобороны, подчиняющееся Правительству национального единства, сообщило, что военная операция в Триполи успешно завершена. Нынешний кризис — это элемент естественного хода событий в Ливии, говорит сотрудник департамента политической науки ВШЭ Григорий Лукьянов:

Григорий Лукьянов сотрудник департамента политической науки ВШЭ «На наш взгляд, ничего экстраординарного не произошло, это элемент новой нормальности, которая установилась в Ливии в последние годы. Несмотря на то что в 2020 году при посредничестве РФ и Турции в стране установлен режим прекращения огня между востоком и западом, воз и ныне там. Страна парализована хроническим политическим кризисом, преодолеть который не представляется возможным, следовательно, не удается перезапустить работу государственных институтов. В этих условиях власть на местах даже в крупных городах и в столичной агломерации поделена между военно-политическими группировками, милициями, ополчениями, для которых военная сила является инструментом накопления капитала и удержания власти. А в Триполи ни одна группировка все эти годы не могла взять контроль над всей территорией, всеми экономическими активами, город поделен на сектора, и в каждом секторе есть экономические ресурсы, есть важные с точки зрения осуществления военного контроля позиции, политически значимые публичные объекты, и все это является предметом передела между группировками в течение последних лет. Поэтому раз в полгода, максимум в год происходят военные столкновения, в том числе и в столице, которые очень быстро перерастают из бытовых ссор в крупномасштабные боестолкновения с привлечением даже тяжелых вооружений на улицах города. Кризис, который мы увидели, достаточно скоротечный, не выбивается из этой логики, командир бригады и тех сил, которые были под его контролем собраны, являлся не только руководителем военного формирования и фактически держателем крупных территорий, капиталов. Как мы видим, сейчас, когда силы погибшего руководителя обезглавлены, его территории моментально начали делить как его противники, так и его союзники. Когда ресурсы будут распределены, конфликт быстро сойдет на нет. Вообще, это важно, что под контролем бригад находится контрабанда, нелегальное производство, в том числе торговля людьми, перемещение мигрантов. Все эти нелегальные сферы экономики военного времени могут функционировать только при свободном господстве ливийских милиций на юридической, политической и экономической арене этого кризиса».

О происходящем в Ливии «Бизнес FM» рассказал житель Ливии Мохаммед:

— Что сейчас говорят в новостях?

— Ситуация относительно стабильна, но никто не знает, что произойдет в будущем. Мы считаем, что новое правительство уже на подходе, и то, что сейчас происходит в столице Триполи, — это сведение счетов и демонстрация лояльности.

— Получается, сейчас, после гибели Абделя Гани аль-Кикли, это ополчение осталось без лидера? Они смогут действовать дальше самостоятельно? Или есть шанс, что их деятельность прекратится?

—Все кончено, другая сила воспользовалась случаем и взяла под контроль штаб-квартиру, транспортные средства и вооружение.

— Новое правительство, о котором вы говорите, придерживается той же позиции, что и ополчение? Или противоположной?

— Никто не знает. Мы простые люди, которые хотят мирной жизни. Мы хотим активировать конституцию, которая была готова еще в 2016 году.

— Принятию конституции мешали ополченцы во главе с аль-Кикли?

— Все, кто участвует в политической и военной жизни, препятствуют существованию конституции, регулирующей жизнь в Ливии. У нас два правительства и два парламента, в течение многих лет они пытались объединить все в один институт.

— Новости говорят о случившемся как о победе?

— Они считают это победой, потому что это ополчение было сильным и никогда ранее не терпело поражений, а после убийства его лидера оно быстро распалось с минимальными потерями.

Ливия с 2011 года — после свержения Муаммара Каддафи — находится в состоянии гражданской войны и политической нестабильности. Власть в стране делят несколько групп: запад страны со столицей Триполи находится под контролем Правительства национального единства, поддерживаемого ООН, а восток контролирует главнокомандующий Ливийской национальной армии Халифа Хафтар.