Эксперты перечислили главные заслуги умершего Виктора Геращенко
В возрасте 87 лет ушел из жизни Виктор Геращенко — реформатор, экономист, антикризисный управленец, финансист с искрометным чувством юмора и специалист, чьи заслуги признавали даже оппоненты. Он четыре раза возглавлял Центральный банк страны. Под его руководством проходили денежные реформы, а после ареста Ходорковского (признан в РФ иноагентом) он возглавил ЮКОС. О главных заслугах бывшего главы ЦБ РФ «МК» рассказали те, кто знал его не понаслышке.

СПРАВКА «МК»: Виктор Геращенко родился 21 декабря 1937 года в Ленинграде. Окончив Московский финансовый институт в 1960 году, работал во Внешторгбанке СССР, в Московском народном банке в Лондоне, а затем в Бейруте. Именно в Ливане к тому моменту уже знаменитый финансист познакомился с будущим министром иностранных дел, а затем и премьер-министром России Евгением Примаковым. Вернувшись в Москву в 1980-х, он стал главой Госбанка СССР в 1989 году. В 1991 году был снят с должности на три дня после 21 августа (после «августовского путча») и затем восстановлен. С ноября 1992-го по октябрь 1994 года занимал пост председателя Банка России, который стал наследником Госбанка СССР. В 1994-м Геращенко был отправлен в отставку после «черного вторника» 11 октября, когда в один день курс доллара вырос на 27,84% — с 2833 до 3926 «дореформенных» рублей. В сентябре 1998 года вновь занял пост председателя Банка России, помогая справляться с последствиями дефолта страны, объявленного 17 августа.
«Виктор Геращенко — это знаковая фигура в истории российской финансовой системы, — говорит и.о. завкафедрой мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В.Плеханова Светлана Фрумина. — Его опыт работы, особенно в кризисные периоды развития российской экономики, когда рост цен достигал 2520%, например, как в 1992 году, а процентные ставки были выше 200%, вызывает не только глубокое уважение как к финансисту, но и как к патриоту, принимавшему сложные, мужественные и непопулярные решения. Ему удалось вывести экономику из кризиса: за считаные месяцы стабилизировать курс рубля, снизить инфляцию и увеличить производство».
Именно он после распада СССР, используя опыт работы за границей, создал современную двухуровневую банковскую систему нашей страны, которая состоит из регулятора — ЦБ РФ — и подчиняющихся ему коммерческих и госбанков. «Он настоял на том, чтобы вклады были гарантированы государством, то есть Геращенко стоит у истоков создания Агентства по страхованию вкладов (АСВ), — напоминает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев. — При нем был создан рынок банковских акций. Он создал внутренний валютный рынок: с 1 июля 1992 года на ММВБ начались валютные торги. Он был вынужден уйти в отставку после «черного вторника» 1994 года, однако в том, что тогда случилось, не было его вины. Тогда произошел общий развал экономики и совпал негативный эффект с тем, что приватизацию провели, а рынок акций приватизированных предприятий на ММВБ так и не запустили.
Если бы в тот момент запустили рынок акций приватизированных предприятий, но западные деньги пошли бы туда, возник бы спрос на рубль и никакого «черного вторника» бы не было, — отмечает собеседник «МК». — Его люто ненавидела команда так называемых «младореформаторов» во главе с Егором Гайдаром, но он держался стойко. Именно Геращенко предложил сценарий выплат по советским сберкнижкам, но тогдашний президент Борис Ельцин и МВФ были принципиально против. Бедность народа России была их главной целью, как и передача всех российских богатств ограниченному кругу лиц, но это другая история».
Одна из главных заслуг Геращенко — это его действия после дефолта 1998 года, когда он совместно с занимавшим тогда пост премьер-министра Евгением Примаковым запустил экономику страны заново, расширил возможности для кредитования реального сектора, подчеркнул Разуваев.
А в самых отчаянных и сложных ситуациях Геракла финансового мира спасал юмор. Так, в ходе суда над крупным жуликом в Сингапуре, которому удалось обмануть в том числе и Моснарбанк, его вызвали как свидетеля по делу. «Возник вопрос — на чем мне давать клятву в суде, — вспоминал он в мемуарах. — Коммунисту подкладывать под руку Библию? Что толку от такой клятвы? Я предложил поклясться на Уставе КПСС». Однако в суде устав оперативно найти не смогли, поэтому пришлось обойтись общими торжественными словами, и далее Геращенко несколько часов давал показания.
Самой же запоминающийся для журналистов эпизод произошел уже в 1990-х, когда предстояли трудные переговоры в США. В аэропорту главу ЦБ обступили журналисты и стали донимать: «С кем вы хотите встретиться в Белом доме? Какова главная цель вашего визита?» Реакция Геращенко была молниеносной: «Познакомиться с Моникой Левински!» В те дни вся мировая пресса обсуждала «интимный скандал» экс-президента США Билла Клинтона с этой женщиной, поэтому такой хулиганский ответ вызвал взрыв хохота у журналистов.