Минфин повысил ожидаемый дефицит бюджета с 0,5% ВВП до 1,7% ВВП
Из-за падения цен на нефть Минфин России более чем втрое повысил ожидаемый дефицит бюджета в этом году — с 0,5% ВВП до 1,7% ВВП. Ожидаемые нефтегазовые доходы снизились примерно с 11 трлн рублей до 8 трлн. Кроме того, оценка инфляции была повышена с 4,5% до 7,6%. Комментирует директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики ИК «Восточные ворота» Александр Тимофеев:
— Это не последний пересмотр бюджета, осенью мы увидим еще ухудшение параметров. На фоне того, что мы видим, с одной стороны, падение цен на нефть, с другой стороны, довольно сильный рубль, понятно, что этот сильный рубль с нами надолго, потому что приоритет — борьба с инфляцией, у Минфина просто хороших вариантов, в которых он мог бы сокращать дефицит бюджета, не остается. Надо понимать, что проект бюджета от Минфина — это всегда не только план, но и некая политическая манифестация того, как они видят экономическое развитие, и того, как они видят ситуацию вообще. Несмотря на то, что цифры нас не радуют, в общем и целом Минфин довольно оптимистичен и в своих прогнозах не отказывается не просто ни от каких обязательств, которые до этого на него пыталось возложить правительство, но и, надо отметить, что, согласно текущему проекту бюджета, социальные выплаты растут. Хорошие это или плохие цифры? Давайте так, РФ объективно третий год находится в не самой простой ситуации, здесь вы должны пройти между Сциллой и Харибдой. Сократить расходы это, конечно, здорово, но надо понимать, что сокращение расходов — это всегда сокращение темпов экономического роста и отказ от некоторых даже потенциальных возможностей вырасти в будущем. С другой стороны, большие расходы — это всегда нагрузка, это всегда не очень хорошо. Много ли? Там примерно 1,7% ВВП, в Европе нормальным считается бюджет дефицита от 3% до 4%, думаю, что в сложившейся ситуации очень хорошо, что как минимум у нас идет нормальный диалог, у нас есть попытка найти какой-то компромисс. Что было бы самое простое со стороны Минфина? Это не давать девальвировать рубль вслед за падением цен на нефть, а на фоне того, что в Америке не просто маячит рецессия, а вот-вот начнется, понятно, что в ближайшее время высоких цен на нефть ждать не стоит. Однако Минфин этого не делает, смотрит довольно реалистично на окружающую действительность, закладывает одновременно две исходных: с одной стороны, низкие цены на нефть, с другой стороны, достаточно крепкий рубль. Сейчас проект бюджета достаточно реалистичный, выполнимый, не самый плохой, но давайте держать в голове, что к осени, я уверен, что он будет пересмотрен в сторону именно еще увеличения дефицита.
— И это тоже будет не критично?
— Дело не в том, критично или нет, дело в том, что одинаково плохо иметь как очень маленький дефицит бюджета, потому что это закрывает возможности экономического роста, так и очень большой, дефицит бюджета должен быть ровно такой, который мы в состоянии потянуть. Кажется, что цифры до 2% от ВВП — абсолютно реальные цифры, учитывая то состояние российской экономики, которое сейчас есть. Кроме того, Минфин у нас не ответственный за экономический рост, он ответственен за то, чтобы бюджет сошелся и денег на все «хотелки» хватило.
Законопроект о внесении изменений в показатели федерального бюджета на этот год был одобрен накануне вечером на заседании правительства.